15. Six Sigma
Метод Six Sigma улучшает эффективность проектных процессов и выводит продукцию на более качественный уровень за счет уменьшения дефектов и всевозможных рисков. Показатель «6 сигма» означает практически бездефектную продукцию. Контролируя производительный процесс, можно обнаружить звенья, нуждающиеся в доработке, даже перед возникновением дефектов. Метод увидел свет в 1980 году и включал в себя трендовые диаграммы, контрольные карты, понятие нормального распределения +/- 1.5 сигма, шкалы измерения отношений, Модель Кано, Jidoka, меры центральной тенденции, контрольные карты (SPC) и другие критически важные для качества (CTQ) параметры. Специалисты «Motorola» разработали и применили его в своей деятельности. Вскоре Six Sigma стал эффективно использоваться другими компаниями. Цель метода заключается в выпуске продукции неизменного качества, улучшении деятельности с целью устранения недостатков. Модель зарекомендовала себя с лучшей стороны в процессе работы больших корпораций с тысячами сотрудников. Не менее эффективна такая модель и в небольших командах.
Методология Six Sigma заключается в определении уровня отклонений параметров процесса от шкалы стандартного распределения таких отклонений. Существуют определенные границы, не нарушая которых производственные показатели остаются на высоком уровне, качество продукции не страдает. Отклонения имеют свою единицу измерения, называемую сигмой. Цель Six Sigma – улучшение каждого аспекта бизнеса со статистическим измерением результатов.
Фазы методологии Six Sigma:
- Определение возможностей. Установление конечных целей и проектных рамок, выявление проблем, требующих решения для достижения нужной величины отклонений. Определение потребностей клиентам к продуктам. Выявление процессов, которые необходимо улучшить и характеристик, критичных для качества.
- Определение уровня производительности. На этом этапе происходит планирование сбора и измерения информационных данных о недостатках продукта. Сведения собираются из разных источников, определяется уровень дефектов. Полученные данные обрабатываются и демонстрируются членам команды.
- Анализ возможностей. На этой фазе анализируется и проверяется собранная информация, выявляются обстоятельства, которые привели к образованию дефектов, определяются необходимые шаги и расставляются приоритеты для улучшений.
- Улучшение производительности. Этап заключается в формировании новых решений, способных улучшить производственный процесс, среди которых средства проектного управления и другие инструменты.
- Контроль производительности. На этой стадии происходит мониторинг и контроль за программами, улучшающими качество. Оценивается результативность улучшений.
Неоспоримым достоинством применения метода Six Sigma заключается в сокращении затрат. Из-за привлечения к проектам специалистов высокого класса можно добиться существенной денежной экономии. Методология гарантирует абсолютную удовлетворенность заказчиков. Но длительный успех Six Sigma возможен только при наличии предложений, которые смогут заинтересовать клиента. Дополнительным условием эффективности метода является непрерывное совершенствование деятельности компании.
Руководители, решившие применить подобную методологию, должны забыть о необычных решениях, инновационных подходах и недоработках. Следует понять, что Six Sigma является не просто трансформацией устаревших способов обеспечения качества, но и совершенно новым подходом к управлению компанией.