Классическая Модель водопада

Классическая Модель водопада (Waterfall Model) — это одна из первых моделей разработки программного обеспечения, которая предполагает линейное и последовательное Выполнение этапов. В этой модели каждый Этап начинается только после завершения предыдущего, что делает её строгой и упорядоченной.

Модель водопада была впервые описана Уинстоном Ройсом в 1970 году, и, несмотря на её ограничения, она остаётся одной из базовых концепций в Области управления проектами.

Основные Этапы классической модели водопада

  1. Анализ требований
    • На этом этапе собираются и документируются все требования к системе.
    • Итогом этапа является документ с полным описанием функциональных и нефункциональных требований.
  2. Проектирование системы
    • Создаётся Архитектура системы, включая Выбор технологий, структурирование компонентов и определение взаимосвязей.
    • Результатом является техническая Документация, описывающая будущую систему.
  3. Реализация (кодирование)
    • Разработчики пишут Код, основываясь на проектной документации.
    • Система создаётся по частям, которые затем интегрируются в единое Решение.
  4. Тестирование
    • Проверяется работоспособность системы, соответствие требованиям и отсутствие ошибок.
    • Тестирование охватывает функциональные, интеграционные и системные аспекты.
  5. Внедрение
    • Готовый Продукт развёртывается в рабочей среде, становится доступным для конечных пользователей.
    • Этап может включать Обучение пользователей и начальную поддержку.
  6. Поддержка и сопровождение
    • Обеспечивается исправление ошибок, добавление новых функций и обновление системы.

Преимущества классической модели водопада

  1. Структурированность
    • Последовательные Этапы с чётко определёнными результатами упрощают Управление проектом.
  2. Подробная документация
    • Каждый Этап сопровождается документацией, что позволяет поддерживать Проект даже при смене Команды.
  3. Прогнозируемость
    • Поскольку Этапы выполняются по порядку, можно заранее оценить временные и финансовые Затраты.
  4. Подходит для небольших проектов
    • Модель эффективна, если требования хорошо определены и не подлежат изменениям.

Недостатки классической модели водопада

  1. Жёсткость
    • Невозможность возвращаться к предыдущим этапам для внесения изменений без значительных затрат.
  2. Высокий Риск ошибок на ранних стадиях
    • Ошибки или упущения в требованиях становятся очевидными только на этапе тестирования.
  3. Задержка получения обратной связи
    • Рабочий Продукт доступен пользователю только на завершающем этапе, что может привести к несоответствию ожиданиям.
  4. Не подходит для сложных и изменчивых проектов
    • В проектах с динамическими требованиями Модель водопада становится неэффективной.

Когда использовать Модель водопада

  • Определённые требования: Все требования к системе известны с самого начала и не будут изменяться.
  • Небольшие проекты: Для краткосрочных проектов с фиксированным объёмом работ.
  • Чёткие процессы: Проекты, где важна строгая Последовательность и документированность.
  • Мало взаимодействия с пользователем: Когда конечный Пользователь не участвует активно в процессе разработки.

Альтернативы классической модели водопада

  1. Agile
    • Гибкая Методология, которая предполагает итеративную разработку с частой обратной связью от заказчика.
  2. V-модель
    • Расширенная Версия водопада с параллельным тестированием на каждом этапе.
  3. Итеративная модель
    • Процесс разработки делится на циклы, позволяя вносить Изменения на основе результатов предыдущих итераций.
  4. Спиральная модель
    • Сочетает итеративный Подход с оценкой рисков на каждом этапе.

Примеры применения классической модели водопада

  1. Разработка встроенных систем
    • Проекты, где требования жёстко определены и изменяются редко, например, микроконтроллеры.
  2. Критически важные проекты
    • Разработка авиационного ПО, где важно Соответствие строгим стандартам.
  3. Небольшие внутренние приложения
    • Проекты с ограниченными сроками и ясными целями.

Источник

Royce, W. W. (1970). Managing the Development of Large Software Systems. Proceedings of IEEE WESCON.

Ниже представлена подборка статей о классической модели водопада, раскрывающих её Этапы и применение в управлении проектами.

<