Управление знаниями

Управление знаниями

Управление знаниями. 

Управление знаниями (УЗ) — это процесс создания, распространения, использования и управления знаниями и информацией в организации. Управление знаниями (Knowledge management) относится к междисциплинарному подходу к достижению организационных целей путем наиболее эффективного использования знаний.

Традиционные дисциплины управления знаниями, начиная с 1991 года, включают в себя курсы в области делового администрирования, информационных систем, менеджмента и информационных наук. Другие сферы могут способствовать исследованиям в области УЗ, в том числе средства массовой информации, информатика, общественное здоровье и политика. Некоторые университеты предлагают специальную программу обучения магистров в области управления знаниями.

Многие крупные компании, государственные учреждения и некоммерческие организации имеют ресурсы, предназначенных для внутреннего управления знаниями, которые входят их бизнес-стратегии или управление персоналом. Некоторые консалтинговые компании предоставляют консультационные услуги в области управления знаниями.

Посмотрите наши консалтинговые услуги

Усилия по управлению знаниями, как правило, сфокусированы на организационных целях, таких как повышение производительности, конкурентное преимущество, инновации, обмен накопленным опытом, интеграция и непрерывное совершенствование организации. Эти усилия совпадают с организационным обучением, но могут отличаться от них за счет большего акцента на управлении знаниями с точки зрения стратегического актива, и стимулирования обмена знаниями. Управление знаниями является средством организационного обучения.

История становления науки управления знаниями.

История становления науки управления знаниями.

Управление знаниями имеют долгую историю, в том числе в рабочих вопросах, официальном обучении, дискуссионных форумах, корпоративных библиотеках, профессиональной подготовки и наставничества. С ростом использования компьютеров во второй половине 20-го века, начинают формироваться адаптация специфических технологий, таких как базы знаний, экспертные системы, информационные хранилища, группы систем поддержки принятия решений, внутрикорпоративная и компьютерная поддержка совместной работы.

В 1999 году был введен термин управление знаниями на индивидуальном уровне; который относится к управлению знаниями на индивидуальном уровне.

На предприятиях в ранних сборниках учебных кейсов признается важность управления знаниями как аспекта стратегии, процесса и измерения. Ключевые уроки включают в себя людей и культурные нормы, которые влияют на их поведение и являются наиболее важными ресурсами для успешного создания знания, его распространения и применения. Когнитивные, социальные и организационные процессы обучения имеют важное значение для успеха стратегии управления знаниями. Измерения, тестирования и стимулы необходимы для того, чтобы ускорить процесс обучения и распространения культурных изменений. В целом программы управления знаниями могут принести впечатляющие преимущества для отдельных лиц и организаций, если они являются целенаправленным, конкретным и цельными.

Исследования по управлению знаниями.

Исследования по управлению знаниями.

Управление знаниями появилось в качестве научной дисциплины в начале 1990-х годов. Первоначально она была поддержана юристами, когда Скандиа наняла Лейфа Эдвинсона из Швеции в качестве первого Специалиста по управлению знаниями (Chief Knowledge Officer — CKO). Юбер Сен-Онже из Канады начал изучение управления знаниями задолго до этого. Цель CKO управлять и увеличить нематериальные активы своих организаций. Постепенно, CKO заинтересовался практическими и теоретическими аспектами управления знаниями и сформировалось новое научное направление. Идея УЗ была принята учеными, например, Икуджиро Нонака (Университет Хитоцубаши), Хиротака Такеучи (Университет Хитоцубаши), Томас Х. Дэвенпорт (Бэбсон, США) и Барух Лев (Нью-Йоркский Университет). В 2001 году Томас А. Стюарт, бывший редактор журнала Fortune, а впоследствии редактор «Гарвард бизнес ревью», опубликовал историю, подчеркнув важность интеллектуального капитала в организации. Дисциплина УЗ постепенно двигалась в сторону академической зрелости, во-первых, из-за тенденции к взаимодействию между учеными; сейчас единоличные публикации встречаются реже. Во-вторых, роль специалистов изменилась. Их вклад в научные исследования, снизился с 30% от общего объема вплоть до 2002 года, а уже в 2009 году такой показатель составил только 10%.

Существует несколько дисциплин управления знаниями; подходы зависят от автора и школы. После того как дисциплина окрепла, увеличились научные дискуссии относительно теории и практики, в том числе:

  • Техно-ориентированный с акцентом на технологии, в идеале те, которые повышают обмен и создание знаний.
  • Организационные с акцентом на том, как организация может быть призвана облегчить процессы создания лучших знаний.
  • Экологические с упором на взаимодействие людей, идентичность, знания, и факторы окружающей среды, как сложной, адаптивной системы сродни природной экосистемы.

Независимо от школы, к основным компонентами УЗ в целом относятся люди/культура, процессы/структуры и технологии. Подробности зависят от точки зрения. Перспективные УЗ включают:

  • сообщества практиков;
  • анализ социальных сетей;
  • интеллектуальный капитал;
  • теория информации;
  • сложность науки;
  • конструктивизм;

Практическая значимость научных исследований в УЗ была поставлена под сомнение с помощью исследований которые предполагали, что большую актуальность нужно перевести в выводы, представить в научные журналы реальную практику.

Подходы управленческого консалтинга.

Масштаб управления знаниями.

Существуют различные основы для определения различий между типами знаний. Один из предложенных методов для классификации аспектов знаний различает неявные и явные знания. Неявное знание представляют собой усвоенные знания, о которых человек не может быть сознательно осведомлен, например для выполнения конкретных задач. На противоположном конце спектра, явные знания представляют собой знание о том, что человек имеет сознательную умственную концентрацию, в форме, которая может легко передаваться другим людям.

Масштаб управления знаниями

Спираль знаний по описанию Нонака и Такеучи.

Икуджиро Нонака предложена модель (СЭКИ — Социализация, Экстернализация, Комбинация, Интернализация; англ. оригинал SECI — Socialization, Externalization, Combination, Internalization), которая описывает спирали взаимодействия явных и неявных знаний. В этой модели знания следует цикличности, в котором неявное знание «извлекается», чтобы стать явным знания, а явные знания «повторно» переходят в неявное знание.

Хейс и Уолшем (2003) описывают знания и управление знаниями в качестве двух разных точек зрения. Сточки зрения содержания показывается, что знания можно легко хранить, потому что они могут быть кодифицированы, в то время как реляционная перспектива признает контекстные и реляционные аспекты знаний, которые могут принимать сложные знания, чтобы поделиться вне конкретного контекста, в котором он разработан.

Ранние исследователи предположили, что УЗ должно преобразовать усвоенные неявные знания в явные знания, чтобы поделиться ими, и приложить те же усилия, которые должны разрешать, чтобы усвоить и принять лично значимые какие-либо кодифицированные знания, полученных из УЗ усилий.

Последующие исследования показали, что различие между неявными и явными знаниями представляют собой упрощение и понятие, что точное знание является внутренне противоречивым. В частности, чтобы знание, стало явным, оно должно быть переведено в информацию (т. е., символы за пределами нашей головы). В последнее время, вместе с Георгом фон Крогом и Воелпелем Свеном, Нонака вернулся к своей предыдущей работе в попытке перевести дискуссию о преобразовании знания.

Вторая предлагаемая система классификации аспектов знаний отличается системой встроенной базы знаний, за пределами человеческого индивида (например, информационная система может иметь знания, воплощенные в его структуре) из воплощенных знаний, представляющая собой усвоенные способности человеческого организма нервной и эндокринной системой.

Третья предложенная структура различает произвольное создание «нового знания» (т. е. инноваций) и передачи или эксплуатации «прочных знаний» внутри группы, организации или сообщества. В качестве среды для совместной работы может быть использовано например сообщество практиков или инструменты социальных сетей, которые будут формировать и передавать знания.

Стратегии управления знаниями

Стратегии управления знаниями.

Знания могут быть доступны на трех этапах: до, во время или после деятельности. Организации пытаются захватить стимулы знаний, включая обязательное оформление представления содержания и поощряемый учет измерений планов производительности. Существует значительные разногласия по поводу того, такие стимулы работают, но пока не возникло какого-либо консенсуса.

Одна стратегия УЗ включает в себя активное управление знаниями (стратегия продвижения). В данном случае, люди стремятся явным образом кодировать свои знания в общее хранилище знаний, например база данных, а также получение знаний, которые создали другие лица, с учетом кодификации.

Другая стратегия включает в себя индивидуальные знаний экспертов, связанные с тем или иным предметом на специальной основе (стратегия тяги). В данном случае, эксперт индивидуально предоставляет информацию или запрос (персонализация).

Хансен и соавторы определили две стратегии. Кодификация направлена на сбор и хранение кодифицированных знаний в электронных базах данных, для обеспечения доступности. Поэтому кодификация может быть использована как к явному, так и к не явному знанию. В отличие от персонализации данная стратегия поощряет людей делиться своими знаниями напрямую. Информационные технологии играют менее важную роль, так как они только способствует общению и обмену знаниями.

Другие стратегии управления знаниями и инструментами для компаний включают в себя:

  • Обмен знаниями (воспитание культуры, которая поощряет обмен информацией, основанный на концепции, что знание не является окончательным и должно быть общим, обновленным и актуальным);
  • Сторителлинг (как средство передачи знаний);
  • Кросс-проектное обучение;
  • Пост-операционные;
  • Картирование знаний (карта хранилища знаний внутри компании доступна для всех);
  • Сообществ практиков;
  • Экспертные каталоги (чтобы искателю знаний было удобно добраться до специалистов);
  • Экспертные системы (искатель знания формирует один или несколько конкретных вопросов, чтобы достичь знания в репозитории);
  • Лучшие практики передачи;
  • Ярмарки знаний;
  • Управленческая компетентность (систематическая оценка и планирование компетенций отдельных членов организации);
  • Близость и архитектуре (физическое состояние сотрудников может быть как благоприятной или обструктивными для обмена знаниями);
  • Отношения учитель–ученик;
  • Совместные программные технологии (Вики, общие закладки, блоги, социальные сети и т. д.);
  • Хранилища знаний (базы данных, социальные системы и т. д.);
  • Оценка и учет интеллектуального капитала (способ создания явных знаний для компаний);
  • Знание брокеров (некоторые организационные члены берут на себя ответственность за конкретное «поле» и действуют как первая ссылка на конкретную тему);
  • Интер-проектная передачи знаний.

Мотивация

Несколько мотивационных стратегий лидируют для проведения УЗ. К типовым аспектам относятся:

  • Предоставление большего объема знаний в области развития и предоставления продукции и услуг;
  • Достижение более коротких циклов развития;
  • Содействие и управление инновациями и организационного обучения;
  • Использование экспертиз в организации;
  • Увеличение сетевых коммуникаций между внутренними и внешними лицами;
  • Управление бизнес-средой позволяет сотрудникам получить соответствующие выводы и идеи, используемые в их работе;
  • Решения неразрешимых или злободневных проблем;
  • Управление интеллектуальным капиталом и активами в трудовой деятельности (например, опыта и ноу-хау, принадлежащих ключевым лицам или хранимой в репозитории)
Технологии управления знаниями.

Технологии управления знаниями.

Технологии управление знаниями (УЗ) могут быть классифицированы:

  • Групповые — технологии, облегчающие взаимодействие и обмен организационной информацией. Одним из первых успешных продуктов в этой категории был «Lotus Notes»: он предоставил инструменты для обсуждений, обмена документами, организацию единой электронной почты и т. д.
  • Рабочего процесса — инструменты документооборота дают представление о процессах, связанных с созданием, использованием и содержанием организационных знаний. Например, процесс создания и использования бланков и документов.
  • Управление файлами/содержанием — системы документооборота, которые позволяют автоматизировать процесс создания веб-контента и/или документов. Роли, например редакторы, графические дизайнеры, сценаристы и продюсеры могут быть явно определены, наряду с задачами в процессе и критериями проверки. Коммерческие вендоры начинали с поддержки документооборота (например, «Документум») или с поддержки веб-контента (например, «Interwoven»), но поскольку технологии Интернета быстро развились, эти функции объединены и теперь выполняют обе функции.
  • Корпоративных порталов — веб-сайты, объединяющие информацию по всей организации или для групп, таких как проектные команды.
  • Дистанционное обучение — позволяет организациям создавать собственные тренинги и программы обучения. Может включать в себя планы уроков, мониторинга прогресса и онлайн-классы.
  • Планы и планирование — Автоматизирование создание графиков проектов и актуализация, например, Майкрософт Проджект который включает интеграцию аспекта планирования с инструментами управления проектами.
  • Телеприсутствие — позволяет людям проводить виртуальные «лицом к лицу» встречи без собрания в одном месте.

Например, рабочий процесс — это существенный аспект содержания и системы управления документами, большинство из которых имеют инструменты для разработки корпоративных порталов.

Управление знаниями приводит к необходимости внедрения инструментов, которые позволяют организациям работать на семантическом уровне, в рамках семантического редактора Онтологий.

Свод знаний по управлению проектами

Свод знаний по управлению проектами.

PMBoK (или руководство PMBoK) руководство к своду знаний по управлению проектами, один из ключевых источников по стандартам PMI (институт управления проектами) и руководящих принципов проектного управления. Этот всеобъемлющий документ по управлению проектам описывает нормы, методы, процессы и практики в профессиональном управлении проектами. Как описано в руководстве PMBoK, эти стандарты и руководящие принципы разрабатываются в рамках процесса разработки стандартов и определяют некий консенсус достигаемый посредством консультаций со специалистами по управлению проектамиPMI является администратором процесса, но не создает свод правил и не проверяет или оценивает его точность; информация, содержащаяся в PMBoK — это кульминация информации, собранная от разных специалистов и экспертов.

PMBoK был впервые создан более 25 лет назад, в 1983 году, и в настоящее время в обращении находится более 2 миллионов копий PMBoK.

Содержание свод правил включает введение в управление проектами (в том числе определение того, что представляет собой проект), концепции жизненного цикла проекта, и детальный обзор процессов управления проектами, которые проходят в течение процессов управление проектами.

Предыдущая запись
Управленческий консалтинг — это
Следующая запись
Современный человек — важность определения бизнес трендов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Заполните поле
Заполните поле
Пожалуйста, введите корректный адрес email.

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Меню