Консультант.
Консультант (от лат. consultare «обдумывать») — это профессионал, который предоставляет экспертные советы в определенной области, такие как безопасность (электронная или физическая), управление, образование, бухгалтерский учет, юриспруденция, управление персоналом, маркетинг (и связи с общественностью), финансы, машиностроение, наука или любой из многих других специализированных областей.
Консультант обычно является специалистом или опытным специалистом в конкретной области и имеет обширные знания о предмете. Роль консультанта вне медицинской сферы (где этот термин используется специально для классов медицинских работников) может попадать под одну из двух общих категорий:
- Внутреннего консультанта: обычно это сотрудник — эксперт, который работает в организации, но является доступными для консультации в областях своей специализации другим отделам или сотрудника (действующими в качестве клиентов);
- Внешний консультант: обычно это профессионал, который оказывает консалтинговые услуги извне для клиента (это может быть специализированная консалтинговая фирма или какое-либо другое учреждение), чьи знания и опыт применяются на временной основе, как правило, за отдельную плату. Консалтинговые фирмы бывают разных размеров от единоличного предприятия, состоящего из одного консультанта, малых консалтинговых фирм, состоящих из небольшого числа консультантов, средних и крупных консалтинговых компаний, которые в некоторых случаях являются транснациональными корпорациями. К услугам внешнего консультанта обращаются клиенты, среди которых, как правило, компании, некоммерческие организации или правительства. Работа консультанта относится к проектной деятельности. Когда Заказчик устанавливает срок проекта, бюджет и требования к результату проекта.
Нанимая консультанта, клиенты имеют доступ к более глубоким уровням опыта, зачастую для клиентов экономически невыгодно, нанимать узкоспециализированного эксперта в штат. Также, клиенты могут контролировать свои расходы на консультационные услуги только по покупке определенного количества услуг (часов) внешнего консультанта.
Работа консультантом предполагает предоставление экспертных советов для своих клиентов в различных формах. Часто используются доклады и презентации. Однако в некоторых специализированных областях, консультант может разработать специализированное программное обеспечение или другие продукты для клиента. В зависимости от характера консалтинговых услуг и пожеланий клиента, результат проведенных консалтинговых услуг может быть доступен публично, путем размещения отчета или презентации в интернете или может быть конфиденциальными, и только для руководящего состава организации, которое платит за оказанные консалтинговых услуг.
Методы работы и обязанности консультантов
Термин «консалтинг» охватывает широкие и различные области знаний. Одним из более распространенных видов является консалтинг по вопросам управления. Консультирование и инструментарий, к помощи которого (внешний) консультант прибегает, варьируются в соответствии с отраслевой и местной практики. Однако есть принципиальная разница между консультантом и временным работником, хотя направление их деятельности может совпадать.
Консультант привлекается для выполнения конкретных работ, помогая найти решение обозначенных проблем, которые консультанту приходится решать в рамках ограничений, таких как бюджет и ресурсы, обозначенные заказчиком. Обязанности консультанта описываются в соглашении или договоре на консалтинговые услуги. Консультант работает на свою репутацию и отзывы клиентов для него самый важный показатель качества работы. Резюме консультанта содержит референс лист и отзывы прошлых клиентов, для удостоверения уровня профессионализма и подтверждения опыта консультанта. Хотя стать хорошим консультантом можно и без опыта работы в начале профессии, естественно получает такой консультант немного. А вот сколько получает консультант с хорошим опытом зависит от сферы деятельности. В целом оплата консультанту за один проект может составлять среднюю годовую зарплату сотрудника отрасли.
Временный работник, с другой стороны, обычно выполняет операционную роль, которая обычно существует в рамках организации и помогает восполнить пробел, вызванный нехваткой кадров. Привлечение временных сотрудников направлено на нормализацию структуры управления организацией. Однако существует гибридная форма, где консультант может быть нанят в качестве временного управляющего или исполнительного директора, в результате сочетаются узкоспециализированный опыт и должность, которая временно пустует (как правило, на уровне ТОП менеджмента).
Некоторые консультанты косвенно привлекаются клиентом через консультационные кадровые компании, которые предоставляют консультантов на основе агентских соглашений. Такие компании, как правило, не имеют консультантов в штате, и работают скорее как агентство по трудоустройству. Эта форма работы особенно распространен в секторе ИТ. Таких консультантов часто называют «контрактники», так как они, как правило, предоставляют технические услуги (такие, как программирование или системный анализ), которые могут быть выполнены удаленно. Для работодателя данная гибкая система позволяет привлекать технологов в периоды пиковой рабочей нагрузки, а не на постоянной основе.
Хотя многие консультанты работают на компании, растет число независимых консультантов. Многие из этих специалистов также присоединяются к сетям или альянсам, которые позволяют им найти сотрудников и новых клиентов.
Общие типы консультантов
В бизнесе наиболее часто встречаются консультанты:
- 3D консультанты, которые являются специалистами в области 3D сканирования, печати, моделирования, проектирования, машиностроения, стройиндустрии, и все, что связано с тремя измерениями.
- Консультанты по трансформации бизнеса являются специалистами в оказании помощи заинтересованным лицам для согласования стратегии и целей их бизнеса. Данные консалтинговые услуги могут включать в себя оказание содействия в выявлении возможности изменения бизнеса и технического потенциала, определения решений, которые позволят создать необходимые бизнес-функции (это могут быть технологии, организационные, или технологические решения) и содействие в осуществлении этих изменений в бизнесе клиента.
- Инженеры-консультанты предоставляют технические услуг, связанные с такими областями, как проектирование, авторский надзор, выполнение, ремонт, эксплуатация, обслуживание, технология, создание чертежей и спецификаций, а также рекомендации для компаний, фирм, ассоциаций и отраслей.
- Консультанты по вопросам образования оказывают помощь студентам или родителям в принятии решения об образовании и дают советы в различных вопросах, таких как плата за обучение, виза, и поступление в высшее учебное заведение
- HR-консультанты, которые дают знания по трудовому праву и управлению сотрудниками.
- Иммиграционные консультанты, которые помогают в законном порядке иммиграции из одной страны в другую.
- Интернет-консультанты, которые являются специалистами в правильном использовании интернет возможностей для бизнеса. Зачастую они в курсе всех трендов, новых и измененных возможностей, предлагаемых в интернете. В идеале интернет-консультанты также имеют практический опыт и навыки в управленческих отраслях, таких как стратегическое планирование, маркетинг, проектный менеджмент, процессный менеджмент, обучение, совместная работа и удовлетворенность клиентов.
- ИТ (информационные технологии) консультанты работают во многих дисциплинах, таких как компьютерное оборудование, программное обеспечение или сети.
- Временные администраторы как уже упоминалось выше, могут быть независимыми консультантами, которые выступают в качестве промежуточного звена при принятии решений в рамках корпоративной политики. Они могут присутствовать на специально созданных советах или комитетах.
- Маркетинговые консультанты, которые, как правило, призваны, чтобы давать консультации по направлениям развития продукта и вопросам, связанные с маркетингом, включая маркетинговую стратегию.
- Процесс-консультанты, которые являются специалистами в разработке или совершенствовании производственных процессов и могут быть характерными для определенной отрасли или сектора.
- PR (связи с общественностью) консультанты, специализируются на вопросах связей с общественностью для организации и часто сотрудничают на постоянной основе крупными организациями, для обеспечения помощи и руководства.
- Консультанты по производительности — это специалисты, которые нацелены на выполнение какой-либо инициативы или повышения общей производительности своего клиента.
- Консультанты по продажам — это профессиональные эксперты, которые фокусируют свои усилия на всех уровнях продаж и маркетинга для улучшения рентабельности продаж и завоевания доли рынка у конкурентов.
- Консультанты по стратегии — работают над развитием и совершенствованием организационной стратегии совместно с высшим руководством во многих отраслях промышленности.
Более полный список в конце статьи.
Место работы консультантов
Хотя большинство исследований и работ по анализу информации происходит в офисах консультационных компаний или домашних условиях, консультанты, как правило, работают в локации клиента, по крайней мере, первое или некоторое время. Потратив время на проведение мероприятий по организации работы с клиентом, консультанты могут наблюдать рабочие процессы, проводить интервью сотрудников, менеджеров, руководителей, членов совета директоров или других лиц, и изучать, как работает организация.
Руководящим фактором, работы консультанта, как правило, является количество необходимого взаимодействия с другими сотрудниками клиента. Если консультант оказывает консультационные услуги для ИТ компании, которая борется за трудовую дисциплину, борьбу с прогулами, решения проблем с уходом менеджеров или старших инженеров, консультант, вероятно, будет тратить много времени в офисе клиента, проводя собеседования с персоналом, инженерами, менеджерами и руководителями, по вопросам соблюдения рабочих процессов. С другой стороны, юридического консультанта просят дать совет по конкретному вопросу права собственности. Он может провести только несколько встреч в офисе клиента, основную часть времени затрачивая на работу в консультационном бюро или в судах.
С ростом онлайн возможностей, рынки высококвалифицированных консультантов начали расти. Эти онлайн-платформы предоставляют консультантов с опытом работы и для типовых консалтинговых фирм это легкий метод перейти на фриланс. Это означает, что многие консультанты стали гораздо более гибкими в тех областях где они могут работать.
Квалификация консультантов
Нет единого квалификационного сертификата консультанта, кроме, как те, которые предусмотрены в отношении медицинских, психологических и технических сотрудников, которые достигли этого уровня — получив образование в сфере IT и/или профессиональные лицензии. Консультанты могут предоставить документы о получении высшего образования, профессиональные дипломы и/или профессиональные сертификаты об окончании курсов или тренингов, относящиеся к их сфере(ам) экспертизы. В некоторых областях, консультанту может потребоваться получать определенные профессиональные лицензии (например, инженер-строитель, предоставляя консалтинговые услуги по проекту строительства моста должен быть профессиональным инженером).
В других видах консультирования, не может быть каких либо конкретных квалификационных требований. Юридический консультант должен знать законы и кодексы, быть членом коллегии адвокатов и/или иметь высшее юридическое образование. Консультант по вопросам бухгалтерского учета может иметь диплом о экономическом/финансовом образовании. Но если он проводит аудит бухгалтерской отчетности, то должен входить ассоциацию аудиторов и находиться в реестре аккредитованных аудиторов. С другой стороны, некоторые люди становятся консультантами после длительной и выдающейся карьеры в качестве руководителя или политического лидера, поэтому их опыт управления и послужной список, а не степень или звание профессионала может быть решающим фактором.
Определение понятия «консультант» — личность, которая имеет влияние на индивида, группу или организацию, но не имеет прямых полномочий для реализации изменений. Это противопоставление с операционным менеджером, человеком, который действует от имени организации. Ключевая разница заключается в том, что консультант не принимает решения за человека или группу, в то время как операционный менеджер обязан принимать решения.
Зачастую аккредитованные в какой-либо ассоциации консультанты обязаны соблюдать Кодекс этики, который требует от консультанта предоставлять только «практические советы, которые работают» — используя свои навыки и опыт, а также прибегая к совету членов ассоциации, таким образом, предоставляя клиенту наилучшие рекомендации и поддержку.
Известные международные ассоциации консультантов
- Международный совет институтов управленческого консультирования (ICMCI) был основан в 1987 году и имеет около 50 институтов — членов, охватывающих весь земной шар. Награда «Сертифицированный консультант по управлению» (СМС) это международно признанная аккредитация (в некоторых странах, таких как США, соответствует стандартам ИСО/МЭК 17024:2003), которая не относится к технической практике консультанта. Например, это может быть в равной мере HR эксперт или Инженер-химик, работающие в качестве консультантов по управлению в своей сфере экспертизы. Существует около 10 000 CMC по всему миру.
- Королевский институт консультантов по управлению (CIMC) — некоммерческая профессиональная организация федерально зарегистрированная под патентной грамотой, предоставленной Правительством Канады.CIMC тоже зарегистрирована в соответствии с законодательством штата Делавэр, США и в Национальной комиссии по сертификации, США. Награда CIMC — Дипломированный консультант по управлению Ch.MC обозначена в качестве глобального статуса по управленческой деятельности.
- Международная федерация инженеров-консультантов (FIDIC) является Федерацией, членами которой являются национальные ассоциации инженеров-консультантов.
- Институт консалтинга и управления (MCI) — это некоммерческая организация, основанная в 2009 году и обучившая более 5000 людей по программам МВА в США. Ее миссия заключается, в том чтобы сделать доступным для всех управленческий консалтинг, бизнес-дисциплины и демократизировать компетенции и навыки бизнес-консалтинга повсеместно. Она разрабатывает стандарты и своды знаний по управлению, через комиссию экспертов. Которая состоит из консультантов по управлению, работающих в ведущих мировых консультационных фирм по вопросам управления в настоящее время или раньше. Стандарты определяют профессиональные качества и навыки, которые необходимы людям, желающим стать консультантами по управлению. Они обеспечивают механизмы, для получения этих навыков, а также индивидуальное признание посредством сертификатов, которые доступны по всему миру.
Типы консультантов
-
Административный консультант
-
Бизнес-консультант
- Военный консультант
- Дизайнер-консультант
- Жилищный консультант
- Имидж-консультант
- Иммиграционный консультант
- Инвестиционный консультант
- Индивидуальный консультант
- Интернет консультант
- Информационный консультант
- Карьерный консультант
- Консультант:
- безопасности
- в психологии
- входа в рынок
- гостеприимства
- Консультант-депутата
- Консультант директора
- медицинской практики
- по биотехнологии
- Консультант по имиджу
- Консультант по наследству
- Консультант по опасным грузам
- Консультант по продажам
- Консультант по производительности
- Консультант по связям с общественностью
- Консультант по судебным процессам
- Консультант по трудоустройству
- Консультант по управлению
- Консультант по цепочке поставок
- Консультант по человеческим ресурсам
- Консультант правительства
- Консультант производственный
- Консультант-фармацевт
- Консультант по информационным технологиям
- Консультант по франчайзингу
- Кредитный-консультант
- Личный консультант
- Медиа-консультант
- Музейный консультант
- Налоговый консультант