Критерии и модели отбора проектов (часть 1)
Отбор проектов и процесс анализа предложенных проектов или целых групп, направленный на осознание того, какие из проектов могут положительным образом повлиять на достижение поставленных предприятием целей. Такой подход легко применяется к любой области деятельности, где необходимо делать выбор между конкурирующими альтернативами.
Например, производственная компания может использовать процесс выбора между двумя производственными станками, что обеспечить выпуск более качественной продукции и снизить финансовые потери, тем самым уменьшая себестоимость конечного продукта.
Каждый проект характеризуется своим объемом издержек, а также различается по полученным выгодам и возможным рискам. Все эти параметры практически неизвестны до начала реализации проекта. Именно это делает выбор – процессом сложным и трудоемким. Формирование портфеля, состоящего из множества отдельных проектов, является еще более сложной задачей, чем выбор между двумя проектами.
Руководитель проектных отделов очень редко допускаются к данному процессу, так как вопрос об инвестировании находится в компетенции административного аппарата. Но для повышения эффективности реализации проекта руководитель должен четко понимать цели, которые ставит перед собой предприятие.
Отбор проекта – лишь малая часть, входящая в большой перечень работ, именуемый реализацией. Чтобы справится со всеми проблемами, возникающими во время процесса выбора, на практике применяют модели. Они помогают отделить важные проблемы от второстепенных, что позволяет сосредоточить все силы на решение основных задач. Кроме того, модели делают возможным во время выбора оставить только релевантные аспекты, характеризующие деятельность компании. Этот процесс в менеджменте носит название «моделирование проблемы».
Грамотный выбор проектов для осуществления инвестиционной деятельности отражается на продолжительности положительной деятельности предприятия, когда компания работает на прибыль и не несет грандиозных убытков, граничащих с возможным банкротством. Но можно ли сделать выбор рациональным? Можно ли вносить корректировки, когда выбор уже осуществлен? Эти вопросы ставят перед собой компании, пытаясь решить основную задачу – нахождение эффективного отбора моделей.
Любая модель, опираясь на список своих возможностей, может влиять на прибыль компании, повышение конкурентоспособности или узнаваемости бренда среди потребителей. Они могут оказаться основными для первоначального анализа и отбора, поэтому становятся ключевыми составляющими для распределения ресурсов компании. Критерии и модели отбора проектов
Выбор. Критерии и модели отбора проектов
При выборе модели отбора компания опирается на следующий перечень критериев, сформированных после исследований Соудера в 1973 году:
- Реализм. Каждая модель должна быть отражением реальной обстановки, в которой компания принимает свои решения. Она должна учитывать потребность в наличии единой системы измерения, учитывать все существующие характеристики предприятия: мощность, объем капитала, персонал и т.д., а также учитывать риски, связанные с технической и рыночной составляющей деятельности: здесь принято говорить об изменениях, об издержках, сроках, возможных отказах и пр.
- Способность. Продуманность модели должна быть максимальной, чтобы стать основой полноценного учета всех факторов, релевантных для проекта — внешних и внутренних ситуаций, влияющих на деятельность компании, например, забастовки, временные периоды и пр.
- Гибкость. Результаты модели должны быть достоверными, независимыми от ситуации, в которых сейчас пребывает компания. Она должна легко подвергаться модификации в ответ на происходящие изменения, которые, так или иначе, влияют на деятельность компании, например, внесение поправок в существующее Законодательство.
- Простота исповедования. Модель должна характеризоваться удобством, не требовать вложения большого количество ресурсов для проведения мероприятий по настройке. Она должна быть понятна для ее пользователей.
- Стоимость. Сбор данных не должен требовать огромных финансовых затрат по сравнению с общей стоимостью реализации проекта. Стоимость модели должна быть ниже уровня выгоды, которую получит компании по завершению проекта.
- Простота компьютеризации. Очень важно иметь удобство в процессе сбора и хранения информации в компьютерной базе данных, а также возможность использования информации с применением специализированного программного обеспечения.
На сегодняшний день распространены два вида моделей: числовые и нечисловые. Некоторые компании совмещают два этих вида и получают комбинированную модель отбора. Нечисловой отбор, как можно понять из названия, исключает использование данных в виде чисел, числовой – наоборот, хотя измерение критериев происходит исключительно субъективными и объективными оценками.
Факторы. Критерии и модели отбора проектов
Перед исследованием моделей, стоит поговорить о базовых типах, учитывая два важных фактора:
- Решение всегда остается за людьми, а не моделью. Ответственность лежит не на модели, а на руководителе проектного отдела. Он может делегировать задачу принятия решения, но ответственность все равно будет лежать на его плечах.
- Ни одна модель, несмотря на всю ее сложность, на практике не может полностью отразить реальное положение дел. Поэтому модель не может дать оптимального решения. Исключения составляют лишь те решения, которые лежат в пределах этой модели. Но не стоит забывать, что границы модели могут быть оценены неадекватно.
Напомним, что задачей руководителя проекта и компании является нахождение той модели, которая будет помогать в отборе проектов. Такие модели должны содержать все характеристики, о которых было сказано ранее, и оценивать проекты с точки зрения соответствия целям компании. Поэтому чтобы построить правильную модель, следует изначально составить список всех целей. Такой список составляется руководителем компании. В него также могут входить такие пункты, как сохранение рыночной доли, повышение имиджа компании, выход на новые направления деятельности и пр. Далее идет работа по уточнению оценок. Каждый пункт – это вклад в развитие компании, но объем этого вложения для каждой цели будет разным.
Когда список взвешенных целей готов, происходит оценка вклада каждого находящегося на рассмотрении проекта в каждый пункт списка. Проект может быть, либо принят, либо отвергнут. Принимается проект в тому случае, если уровень достижения поставленной цели достаточно велик.
Более подробно о числовых и нечисловых моделях отбора, мы поговорим в следующих статьях.