Ресурсный подход. Как компании добиваются успеха
Комментариев нет

Ресурсный подход. Как компании добиваются успеха

Согласно взгляду на организационную конкурентоспособность, основанному на ресурсах (RBV), организация представляет собой совокупность ресурсов, объединенных для достижения общей цели (Madhani, 2010). Эти ресурсы могут быть физическими вещами, людьми или организационными процессами.

Стратегические ресурсы и их роль в конкурентоспособности

Разные организации имеют разные ресурсы, и некоторые ресурсы лучше, чем другие. Организация получает конкурентное преимущество, когда у нее есть достаточное количество ресурсов, которые (Мадхани, 2010):

  • Ценный (Помогает организации производить то, что хотят клиенты)
  • Редкий (то, что есть у немногих других организаций)
  • Трудно имитировать (Конкуренты не могли легко скопировать)
  • Незаменяемый (конкуренты не могут легко использовать что-то другое вместо него)

Одной из компаний с огромным конкурентным преимуществом является Google: более 80% поисковых запросов в Интернете выполняются с помощью Google (Исследовательский отдел Statista, 2023 г.). Конкурентное преимущество Google, вероятно, частично связано с его основными ресурсами — его индексом (состоящим из сотен миллиардов веб-страниц) и его алгоритмом (Hollingsworth, 2021). Хотя существует несколько других поисковых систем в Интернете, и они могут пытаться имитировать алгоритм Google, ни одна из них не смогла воспроизвести его в достаточной степени, чтобы отобрать у Google значительную долю рынка.

Модель Портера

Портер разработал модель, которая предполагает, что на конкурентоспособность компании влияют 5 основных сил (Laudon & Laudon, 2007):

  • Традиционные конкуренты
  • Новые участники рынка
  • Замещающие товары/услуги
  • Клиенты
  • Поставщики

Информационные системы можно использовать несколькими способами для оптимизации отношений компании с этими 5 силами, чтобы получить конкурентное преимущество. Некоторые из этих применений (Kroenke, 2007):

  • Создание, усовершенствование или дифференциация продуктов/услуг
  • Закрепление клиентов
  • Блокировка поставщиков
  • Повышение барьера для новых участников рынка
  • Создание коллабораций
  • Снижение затрат

Информационные системы и их влияние на конкурентное преимущество

Компания с огромным конкурентным преимуществом — Walmart (Walmart, безусловно, является розничным продавцом № 1 в США (Список 100 крупнейших розничных продавцов г.).) Информационная система Walmart для реагирования на запросы клиентов является одной из причин его доминирования в розничной торговле (Laudon & Laudon, 2007). Эта система в основном распознает, когда продукт был продан, а затем передает эту информацию в соответствующие точки в цепочке поставок, чтобы продукты могли быть произведены и распределены в нужном месте магазина, чтобы гарантировать, что продукты всегда доступны на полках магазина.

Эта система помогает поддерживать низкую стоимость продукта (поскольку Walmart не нужно тратить столько денег на хранение запасов) и повышает качество розничных покупок для клиентов, что снижает вероятность того, что покупатели будут рассматривать другие розничные магазины (таким образом, блокируя новых участников рынка).

Аргумент Карра «ИТ не имеет значения»

В «ИТ не имеет значения» Николас Карр утверждает, что базовые информационные технологии (ИТ) стали настолько обычным явлением, что сами по себе ИТ больше не дают компании конкурентного преимущества (Carr, nd).

Это нюансный аргумент. Карр согласен с тем, что ИТ по-прежнему ценны для компании. На самом деле, это стало необходимым для большинства предприятий. Но самые основные и необходимые ИТ в значительной степени превратились в товар, а это означает, что большинство компаний в данном секторе промышленности могут покупать и использовать их. Таким образом, все эти компании получают от этого одинаковую ценность, что означает, что это не может дать одной компании преимущество перед другими. Преимущества исходят только от ценного ресурса, который есть только у одной компании!

Карр называет базовые коммерческие ИТ «инфраструктурными» и сравнивает их с электричеством. В первые дни существования электричества, до широкого распространения электрических сетей, его могли использовать лишь несколько компаний. И эти компании имели преимущество перед компаниями, которые не использовали электричество. Но теперь электричество стало частью инфраструктуры, в которой работают все компании.

Но Карр также говорит о «проприетарных» ИТ, которые представляют собой специализированное приложение ИТ, разработанное и используемое одной компанией и МОЖЕТ дать компании преимущество. Что-то вроде информационной системы ответов клиентов Walmart (см. выше) является частной собственностью, потому что только Walmart имеет к ней доступ. Если эта система превратится в товар и все розничные продавцы получат к ней доступ, тогда Walmart потеряет преимущество, которое он получает от ее использования.

Ссылки

Карр, Н (nd). ИТ не имеет значения.

Кронке, Д.М (2007). Организационная стратегия, информационные системы и конкурентное преимущество. В Основах МИС. Пирсон, 36–52 года

Лаудон, К.С., и Лаудон, Дж. П (2007). Информационные системы, организации и стратегия. В информационных системах управления: управление цифровой фирмой, 10-е изд. 80- 123

Madhani, PM, (2010) Ресурсно-ориентированный взгляд (RBV) на конкурентное преимущество: обзор. Взгляд На Ресурсы: Концепции И Практика, Панкадж Мадхани, изд., стр. 3–22, Icfai University Press, Хайдарабад, Индия, 2009 доступно на SSRN:

Статистический исследовательский отдел (1 декабря г.). Доля ведущих поисковых систем на мировом рынке десктопов с января 2010 г. по июль г. Statista.

Список 100 лучших ритейлеров года (2023). Национальная федерация розничной торговли.

GoogleVRIOWalmartимитация ресурсовИнформационные системыКонкурентное преимуществоПортерредкость ресурсовРесурсно-ориентированная теорияресурсный подходстратегические ресурсы

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Заполните поле
Заполните поле
Пожалуйста, введите корректный адрес email.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

<