Нормирование
Нормирование — это контролируемое распределение ограниченных ресурсов, товаров или услуг, (включая нормирование труда) или искусственное ограничение спроса. Нормирование контролирует размер доли ресурсов, который является разрешенной частью распределяемых ресурсов в определенный день или в определенное время. Существует много форм нормирования, а в западных цивилизациях люди испытывают некоторые из них в повседневной жизни, не осознавая этого.
Нормирование часто вводится для поддержания цены ниже равновесной (рыночной цены), определяемой процессом спроса и предложения на свободном рынке. Таким образом, нормирование может дополнять контроль над ценами. Пример рационализации в условиях роста цен произошел в разных странах, где в период энергетического кризиса 1973 года было нормирование бензина.
Причиной для установления цены ниже рыночной, может быть существующий дефицит, который очень сильно повлиял бы на рыночную цену. Высокие цены, особенно в случае необходимости, нежелательны в отношении тех, кто не может их себе позволить. Однако экономисты, придерживающиеся традиционных теорий, утверждают, что высокие цены влияют на сокращение отходов дефицитного ресурса, а также на стимулирование производства большего количества ресурсов.
Нормирование с использованием рационов является лишь одним видом неценового нормирования. Например, ограниченные продукты могут быть нормированы с использованием очередей. Это видно, например, в парках аттракционов, где каждый оплачивает стоимость только входного билета, и не нужно дополнительно платить за аттракционы. Аналогичным образом, при отсутствии дорожного ценообразования доступ к дорогам нормируется очередностью, что приводит к перегрузке.
Власти, которые внедряют нормирование, часто вынуждены иметь дело с появлением нелегального товара на черном рынке.
Гражданское нормирование
В военное время часто вводится нормирование для гражданских лиц. Например, каждому человеку могут быть предоставлены «купоны», позволяющие ему или ей приобретать определенный объем продуктов каждый месяц. Нормирование часто включает в себя продукты питания и другие предметы первой необходимости, для которых существует дефицит, включая материалы, необходимые для военных нужд, такие как резиновые шины, кожаные туфли, одежда и топливо.
Во время чрезвычайных ситуаций также может потребоваться нормирование продовольствия и воды, например, стихийное бедствие или террористический акт. В США Федеральное агентство по чрезвычайным ситуациям (FEMA) разработало руководящие принципы для гражданских лиц по нормированию поставок продовольствия и воды, при отсутствии. В соответствии со стандартами FEMA каждый человек должен иметь как минимум 0,95 л в день воды, для детей, кормящих матерей и больных, норма увеличена.
Происхождение
Военные осады часто приводили к нехватке продовольствия и других основных расходных материалов. В таких обстоятельствах пайки, выделенные отдельному лицу, часто определяются в зависимости от возраста, пола, расы или социального положения. Во время осады Лакхнау (часть индийского восстания 1857 года) женщина получила три четверти продовольственного рациона, полученного мужчиной, и дети получили только половину.
Во время осады Ледисмита на ранних этапах бурской войны в 1900 белые взрослые получали одинаковые продовольственные пайки за солдатскую службу, в то время как дети получали половину. Рационы питания для индийцев и чернокожих людей были значительно меньше.
Первые современные системы нормирования были введены во время Первой мировой войны. В Германии, страдающей от последствий британской блокады, система нормирования была введена в 1914 году и неуклонно расширялась в последующие годы по мере ухудшения ситуации. Хотя Британия не страдала от нехватки продовольствия, поскольку морские пути были открыты для импорта продовольствия, покупательская паника в конце войны побуждала нормировать сначала сахар, а затем мясо. Говорят, что в основном это принесло пользу здоровью страны путем «выравнивания потребления основных пищевых продуктов». Чтобы обеспечить нормирование, 15 июля 1918 года были введены рационные книги для сливочного масла, маргарина, сала, мяса и сахара. Во время войны среднее потребление калорий уменьшилось всего на три процента, но потребление белка на шесть процентов.
Наука нормирования
Нормирование на научном базисе было основано Эльси Виддоусоном и Робертом Маккэнсом на кафедре экспериментальной медицины Кембриджского университета. Они работали над химическим составом человеческого тела и питательной ценностью различных видов муки, используемой для производства хлеба. Виддоусон также изучил влияние детской диеты на рост человека. Они изучили различные эффекты от недостатков соли и воды и подготовили первые таблицы, чтобы сравнить различные пищевые свойства продуктов до и после приготовления. Они были соавторами «Химического состава продуктов питания», впервые опубликованного в 1940 году. Их книга «МакКэнс и Уиддоусон» стала известна как библия диетолога и стала основой современного пищевого мышления.
В 1939 году они проверили, сможет ли Соединенное Королевство выжить только при производстве домашней пищи. Используя данные о производстве продуктов питания в 1938 году, они кормили себя и других добровольцев ограниченной диетой, одновременно имитируя напряженную физическую работу военного времени, которую британцы должны были выполнить. Ученые обнаружили, что состояние здоровья и работоспособность испытуемых оставались очень хорошими после трех месяцев. Они также возглавили первое обязательное добавление витаминов и минералов к пище, начиная с добавления кальция в хлеб. Их работа стала основой диеты строгости военного времени, которую пропагандировал министр продовольствия Лорд Вултон.
Фактическая военная диета британцев никогда не была такой же тяжелой, как в исследовании Кембриджа, потому что импорт продуктов из Америки успешно обеспечивали подводные лодки, к тому же нормирование улучшало здоровье британцев; детская смертность снизилась, и ожидаемая продолжительность жизни повысилась, что снизило смертность от военных действий. Это было связано с тем, что каждый человек имел доступ к разнообразной диете с достаточным количеством витаминов.
Первым подлежащим контролю товаром был бензин. 8 января 1940 года были введены нормы на свинину, масло и сахар. За этим последовали последовательные рационы для мяса, чая, варенья, печенья, сухих завтраков, сыра, яиц, сала, молока, консервов и сухофруктов. Свежие овощи и фрукты не были нормированы, но поставки были ограничены. Многие люди выращивали собственные овощи, что очень поощрялось (очень успешной мотивационной кампанией). Наиболее спорным был хлеб; он не был нормирован до окончания войны, но «национальная буханка» хлеба из непросеянной муки вызывала отвращение большинства домохозяек, которые нашли хлеб слишком мягким, серым и виновным в проблемах пищеварения. Рыба не была нормирована, но цена значительно увеличилась по мере продвижения войны.
Летом 1941 года англичане обратились к американцам с просьбой о сохранении поставок продовольствия, для британцев сражавшихся во Второй мировой войне. Американское правительство предупредило граждан о потенциальном дефиците бензина, стали, алюминия и электроэнергии. Оно полагало, что с превращением фабрик в военное производство и потреблением многих важных запасов нормирование станет необходимым, если страна войдет в войну. Оно установило систему нормирования после нападения на Перл-Харбор. В июне 1942 года был создан Объединенный совет по продовольствию для координации поставок продовольствия во всем мире с особым вниманием к потокам из США и Канады в Великобританию.
Американские мирные жители впервые получили книги о рационе — «Книга о войне» или «Книга сахара» — 4 мая 1942 года включая более 100 000 школьных учителей. Сахар был первым нормированным потребительским товаром. Кофе был нормирован на национальном уровне 27 ноября 1942 года 0,45 кг каждые пять недель. К концу 1942 года пайки были введены для девяти других категорий. В ноябре 1943 года нормировались пишущие машинки, бензин, велосипеды, обувь, шелк, нейлон, мазут, печи, мясо, свиное сало, масло и маслины, сыр, масло, маргарин кормовые продукты (консервированные, бутилированные и замороженные), сухофрукты, консервированное молоко, дрова и уголь, джемы, желе и фруктовое масло. В результате нормирования бензина все формы автомобильных гонок, включая Indianapolis 500, были запрещены. Все нормирование в Соединенных Штатах закончилось в 1946 году.
В Советском Союзе пища была нормирована с 1941 по 1947 год. В частности, ежедневные хлебные карточки в осажденном Ленинграде изначально устанавливались на 800 граммов. К концу 1941 года хлебные карточки были сокращены до 250 грамм для рабочих и 125 для всех остальных, что привело к росту смертей, вызванных голодом. Начиная с 1942 года ежедневные хлебные карточки были увеличены до 350 грамм для рабочих и 200 грамм для всех остальных. Одним из документов этого периода является дневник Тани Савичевой, которая записала гибель каждого члена своей семьи во время осады.
Нормирование было также представлено ряду британских владений и колоний. Австралиия с 12 июня 1942 года вводила нормирование на продукты питания с 1943 года. Канада нормировала чай, кофе, сахар, масло и механические запасные части в период между 1942 и 1947 годами.
Гражданское мирное нормирование продовольствия также вводилось довольно часто, особенно после стихийных бедствий, во время чрезвычайных ситуаций или после неудачной государственной экономической политики в отношении производства или распределения, что происходило особенно в высоко централизованных странах.
В Соединенном Королевстве система нормирования оставалась в силе в течение многих лет после окончания войны. В какой-то степени оно было более строгим после войны, чем во время нее — два основных продукта, которые никогда не были нормированы во время войны — хлеб и картофель, вошли в нормирование после нее (хлеб с 1946 по 1948 год и картофель какое-то время начиная с 1947 года). Чай был все еще на нормирован вплоть до 1952 года. В 1953 году нормирование сахара и яиц отменили, а в 1954 году все нормирование окончательно завершилось. Сахар снова был нормирован в 1974 году после того, как карибские производители начали продавать его на более прибыльный рынок Соединенных Штатов.
Многие централизованные плановые экономики вводили систему нормирования в мирное время из-за нехватки продовольствия в послевоенный период. Северная Корея и Китай делали это в 1970-х и 1980-х годах, коммунистическая Румыния в 1980-х годах, в Советском Союзе в 1990-1991 годах, а с 1962 года — на Кубе.
Хорошим примером этой системы была Польша. В послевоенный период нормирование существовало вплоть до 1948 года. В то время в Польше были распространен дефицит пищевых продуктов, но продовольственные пайки также служили другой цели. Планирование было неравномерно распределено коммунистическими властями и ведущие ударники труда, известные в Польше как przodownicy pracy, имели право на 3700 калорий в день, при этом некоторые служащие получали всего 600 калорий в день. Нормирование включало в себя больше, чем просто пищевые продуктов. С апреля 1952 года по январь 1953 года и с августа 1976 года по ноябрь 1985 года были введены нормы для обуви, сигарет, сахара, сладостей, ликера, мыла, детских подгузников, шин и автомобилей.
С 1949 по 1959 год Израиль находился под режимом жесткой экономии, в ходе которого было соблюдено нормирование. Сначала были нормированы только основные продукты питания, такие как масло, сахар и маргарин, но впоследствии список был расширен, и в конечном итоге он включал мебель и обувь. Каждый месяц каждый гражданин получал продовольственные талоны на сумму 6 израильских фунтов, и каждая семья получала определенное количество пищи. Средняя израильская диета составляла 2800 калорий в день с дополнительными калориями для детей, пожилых людей и беременных женщин. После подписания соглашения о репарациях 1952 года с Западной Германией и последующего притока иностранного капитала была усилена экономика Израиля, а в 1953 году, большинство ограничений было отменено. В 1958 году список нормированных товаров был сокращен до одиннадцати, а в 1959 году он был сужен только для варенья, сахара и кофе. Нефтепродукты были нормированы во многих странах после нефтяного кризиса 1973 года.
Коэффициент помощи для беженцев
Мировая продовольственная программа, предоставляет двухнедельные продовольственные пайки и другие предметы первой необходимости беженцам или вынужденно перемещенным лицам, которые зарегистрированы и проживают в лагерях беженцев или поддерживаются в городских центрах. Каждому зарегистрированному беженцу присваивается регистрационная карточка, которая используется для запросов пайков из центров распределения продуктов питания. Сумма в 2100 ккал, выделенная на человека в день, основана на минимальных стандартах и часто не достигается, например, в Кении. Согласно статье 20 Конвенции, касающейся статуса беженцев, беженцы должны рассматриваться как минимум как граждане в отношении нормирования, если существует общая система нормирования, используемая для населения в целом.
Рационализация здравоохранения
Как заявила Британская королевская комиссия по национальной службе здравоохранения в 1979 году «независимо от расходов на здравоохранение, спрос, вероятно, будет расти». Нормирование здравоохранения для контроля затрат рассматривается как взрывная проблема в США, но на самом деле здравоохранение нормируется повсеместно. В некоторых местах правительство обеспечивает нормирование здравоохранения открыто. В других местах людям отказывают в лечении из-за отсутствия средств или из-за решений, принятых страховыми компаниями. Нехватка органов для донорства заставляет нормировать органы для пересадки даже там, где есть финансирование.
Кредитная оценка
Концепция экономики и банковского кредитования описывает ситуацию, когда банк ограничивает предложение кредитов, хотя у него достаточно средств для кредитования, а предложение кредитов еще не достигло спроса потенциальных заемщиков. Изменение цены займов (процентная ставка) не уравновешивает спрос и предложение кредитов.
Нормирование углеродов
Первичная торговля углеродом относится к предлагаемым схемам торговли выбросами, в соответствии с которыми квоты на выбросы выделяются странам в рамках национальных углеродных бюджетов. Страны, желающие или нуждающиеся в выбросах превышающие уровень, разрешенный их первоначальным распределением, смогут участвовать в торговле выбросами и приобретать дополнительные квоты. И наоборот, те страны, которые имеют уровень ниже, разрешенный их первоначальным распределением, имеют возможность продавать свои излишки квот. Таким образом, индивидуальная торговля в рамках «Личной углеродной торговли» аналогична торговле компаниями в рамках ETS ЕС.