Ситуационное лидерство как мост между теорией и практикой
В этой статье будет обсуждение ситуационной теории. Бланшар и Херси разработали ситуационное лидерство в 1969 году, первоначально известное как «Теория жизненного цикла лидерства». Позже они усовершенствовали и обновили свои теории, выпустив первую книгу Бланшара в 1982 году и книгу Херси в 1985 году (Университет Св. Томаса, 2017). Основываясь на идее ситуаций, Перроу в 1970-х годах разработал ситуационную теорию, утверждая, что лидеры формируются обстоятельствами, в которых они оказываются. Черты лидеров отражают механизмы отбора, а их поведение ограничивается ситуацией. Долгосрочные исследования показывают, что изменения в руководстве не объясняют большую часть организационных результатов. Роль лидеров организаций сравнивают с движущими силами, причем их действия в значительной степени находятся вне их контроля. С другой стороны, Фидлер разработал теорию непредвиденных обстоятельств, которая продемонстрировала, что лидерство представляет собой комбинацию личных качеств и результатов ситуации, в которой человек оказывается (Vroom & Jago, 2007).
Адаптация к ситуативным потребностям для эффективности
Три вещи подтверждают утверждение о том, что лидерские качества не влияют на организационную эффективность, ситуационные потребности, общие процедуры отбора и ограниченная власть. Однако эти предположения не всегда верны, поскольку проблемы неясны, а лидеры не всегда являются знаменитостями. В наши дни социологи концентрируются на теориях непредвиденных обстоятельств, которые могут учитывать как ситуационные, так и лидерские вариации, направляя исследования успешных людей и действий в различных контекстах (Vroom & Jago, 2007). Ситуационное лидерство гибко, адаптируется к потребностям организации и рабочей среде. Лидеры должны быть адаптируемыми и иметь возможность менять стиль работы для удовлетворения меняющихся потребностей. Они должны понимать, когда следует меняться и какая стратегия соответствует каждой новой парадигме. Две основные модели описаны Дэниелом Гоулманом, Кеном Бланшаром и Полом Херши (Университет Сент-Томас, 2017).
Гибкость в управлении как ключ к успеху в кризисе
Согласно CFI Team (nd), ситуационная теория утверждает, что лидер использует определенный стиль лидерства в зависимости от уровня зрелости команды. Ситуационная теория, выдвинутая американским академиком Полом Херси и гуру лидерства Кеном Бланшардом, сочетает в себе два основных компонента: «уровень зрелости последователей и стиль руководства». Херси и Бланшар выделили четыре различные степени зрелости.
- M1 – Члены команды не обладают мотивацией или тактическими навыками для выполнения необходимой работы.
- М2 – Члены команды желают и амбициозны, чтобы чего-то достичь, но им не хватает необходимых способностей.
- М3 – Члены команды обладают навыками и способностями для выполнения задач, но не желают брать на себя ответственность.
- М4 – Члены команды обладают всеми необходимыми талантами и мотивированы на выполнение проектов».
Пример из бизнеса
Когда в 2020 году разразилась пандемия Covid-19 компании столкнулись с запретом на поездки и сокращением финансирования. Управляющий директор предпринял большой шаг, чтобы справиться с этими большими переменами, сократив количество сотрудников и назначив одного из самых уверенных в себе руководителей групп ответственным за работу внутри страны, в то время как большинство старших менеджеров застряли за границей и не могли вернуться. Менеджеры продолжают поддерживать регулярные онлайн-встречи, обучение и контроль, чтобы помочь сотрудникам справиться с изменениями.
Ссылки
Макклески, Дж. А (2014). Ситуационное, трансформационное и транзакционное лидерство и развитие лидерства.Ежеквартальный журнал бизнес-исследований, 5 (4), 117–130. ЗагрузитеPDF-файл.
Врум, В.Х., и Джаго, АГ (январь 2007 г.). Роль ситуации в лидерстве. Американский психолог,62 (1), 17–24.
Университет Сент-Томас (2017). Что такое ситуационное лидерство? Как гибкость ведет к успеху. Университет Святого Томаса.