Социальная ответственность бизнеса как социальные обязательства, социальное взаимодействие и социальное сочувствие
Несмотря на высокую заинтересованность практиков в таком явлении, как социальная ответственность бизнеса, в научной литературе однозначного определения этой категории пока что нет. Чаще ее характеризуют комплексом таких понятий, как социальные обязательства, социальное взаимодействие и социальное сочувствие. Содержание социального обязательства заключается в том, что, во-первых, менеджмент и бизнес берут на себя ответственность перед работниками, акционерами и государством за прибыльное ведение дела; во-вторых, менеджмент и бизнес гарантируют не просто участие в разного рода социальных программах государства, но и высокую эффективность такого участия.
Социальное взаимодействие менеджмента предприятия с общественностью характеризуется его отношением к господствующим в обществе социальным нормам и ценностям. Организации как минимум должны прогнозировать возможные экологические и социальные убытки своей деятельности, разрабатывать мероприятия по их уменьшению, а при необходимости компенсировать их. Как максимум, они должны добровольно братья на себя решение разных проблем общества, даже если это не предусматривается законом. Социальное взаимодействие часто регулируется правовыми нормами (например, предприятия получают налоговые льготы, когда делают взносы в благотворительные фонды).
Социальное сочувствие отображается в мероприятиях, связанных с решением конкретных социальных проблем: от содержания на балансе организаций разных подразделений социального характера (детских садиков, спортивных комплексов, профилакториев и тому подобное) к организации помощи местным школам или малому бизнесу.