Развитие маркетинговой концепции интеллектуального капитала
Экономисты, которые придерживаются маркетингового подхода при классификации интеллектуального капитала(ИК), в пределах его типов обязательно выделяют маркетинговые активы или их синтез, клиентский, марочный капитал. Скажем, изучению ИК предприятия в рамках маркетинговой концепции посвящены труды ученых С. Джилдин, Р. Пайк (1990), которые, выделяя четыре группы интеллектуальных ценностей — «креаторы стоимости» — рекламы, развития продукции, других элементов маркетинга; «маркетинговые активы» — товарные знаки, фирменные знаки, информационные системы; «изображения стоимости» — логотип, репутация; «синтез маркетинговых активов» или конкурентное преимущество, — обосновывают влияние маркетинга на создание стратегических конкурентных преимуществ предприятия. Следовательно, сторонники маркетингового подхода считают, что удовлетворение потребностей клиента в условиях социально-ориентированной рыночной экономики является основной целью деятельности субъектов ведения хозяйства, а потому может выступать в качестве основного фактора в определении составных элементов и оценке ИК предприятия.
Исследователи Лим Лин, Питер Даллимор у модели ИК предприятия, построенной с позиций стратегического управления предприятием (в 2004 г.) выделяют такие структурные элементы: человеческий, корпоративный, бизнесовый и функциональный капиталы (знание по управлению). Однако, по мнению ученых, не менее важным является разделение, что базируется на отображении стратегического подхода к маркетингу, — капитал клиента, поставщиков стратегических бизнесовых объединений и инвестора (знание по маркетингу).
Развитие маркетинговой концепции ИК предприятия представлено в трудах Бориса Леонтьева, который, акцентируя внимание на важности клиентского (рыночного) капитала, сформированного фирменными наименованиями, брендами, деловой репутацией, использует широкий (человеческий, структурный, клиентский капиталы) и узкий подходы (интеллектуальные способности людей) к трактовке этого экономического понятия.
Александр Бутник-Сиверский выделяет человеческий, структурный и клиентский капиталы (в 2002 г.).
Логическое продолжение наработок в пределах маркетинговой концепции находим у Александра Кендюхова, который при типологизации по функциональному содержанию выделяет пять групп ИК: персонифицированный, инфраструктурный, технико-технологический, клиентский и марочный.
В своих исследованиях ИК предприятия экономист существенное внимание уделяет именно определению места, роли, значения и оценку марочного капитала, который дает основания делать выводы о развитии маркетинговой концепции ИК предприятия на основе дополнения ее марочным капиталом.