Проблема компетентности в проектном управлении
Руководитель проекта не должен быть экспертом в области реализации проекта, достаточно обладать профессиональными качествами менеджера проекта.
Данное утверждение, с одной стороны, можно считать абсолютно верным. Если менеджер проекта может организовать плодотворную работу проектной команды, повысить мотивацию всех ее членов, наладить близкие взаимоотношения со всеми участниками процесса реализации проекта, среди которых могут оказаться подрядчики или инвесторы, то совсем не важно, разбирается ли он в той области, в которой реализуется проект.
Проблема заключена в выборе точки для приложения компетентности. Руководитель может не иметь ни малейшего представления о проектной области до того момента, как не примет участие в начальных совещаниях. Однако в тот момент, когда он поставит подпись в контракте, который дает ему право управлять процессом реализации, руководитель должен отчетливо понимать, какие технологии будут использованы для достижения поставленных перед проектной командой целей, где искать надежных партнеров. А самое главное его знания терминологии должны быть на самом высоком уровне.
Руководитель должен уметь говорить на нескольких «языках». С заказчиком он может обсудить важные аспекты управления командой и процессом реализации, с исполнителем – о применяемых методах, инструментах и пр. Причем все взаимодействия должны осуществляться на одной параллели, где каждый участник может быть услышан другими.
Руководитель проектной команды должен понимать, о чем говорят его подчиненные, он должен прекрасно понимать все инструменты, которые используются для реализации, чтобы не потерять рычагов управления.
Вышеописанные особенности работы руководителя проекта ставит отпечаток на процессе его обучения. Если в самом начале пути, он может не иметь никаких знаний в проектной области, то уже к концу – его объем знаний должен сделать его экспертом, четко разбирающимся во всех составляющих области, что позволяет успешно завершить проект любой сложности.