Принципы ситуационного лидерства и их реализация
Теория ситуационного лидерства, изложенная Врумом и Яго в книге «Роль ситуации в лидерстве» (2007), представляет собой сдвиг парадигмы в понимании эффективного лидерства. Теория утверждает, что эффективность лидерства зависит от динамического взаимодействия между различными ситуативными факторами и способностью лидера соответствующим образом адаптировать свой стиль (Врум и Джаго, 2007). Этот подход контрастирует с традиционными универсальными моделями лидерства, подчеркивая необходимость гибкости и контекстуальной осведомленности. В этом обсуждении мы углубимся в основные предположения и основы теории ситуационного лидерства и рассмотрим реальный пример применения этой теории. Размышляя о личном опыте, мы стремимся получить представление о практических последствиях адаптации стилей лидерства к различным ситуациям.
Основные предположения теории ситуационного лидерства
- Гибкость стилей лидерства. Ситуативное лидерство предполагает, что лидеры должны быть гибкими и иметь возможность корректировать свой стиль руководства в зависимости от готовности или зрелости своих последователей (Врум и Джаго, 2007).
- Соответствие стиля лидерства готовности последователей. Теория утверждает, что не существует единого стиля лидерства, подходящего всем. Вместо этого эффективные лидеры оценивают готовность своих последователей, а затем выбирают стиль лидерства, соответствующий их уровню компетентности и приверженности (Врум и Джаго, 2007).
Пример
Представьте себе менеджера проекта, контролирующего команду разработчиков программного обеспечения. На начальных этапах проекта, когда члены команды все еще изучают технологию и процессы, менеджер может принять более директивный и практический стиль руководства. По мере того, как команда набирается опыта и становится более опытной, менеджер может перейти к более активному или делегированному стилю, предоставляя членам команды больше автономии.
Заявка на Ситуационное лидерство
В некоторых командах, требования к проекту постоянно меняются. Лидер группы должен уметь эффективно применять ситуационное лидерство, признавая разный уровень знаний членов команды. На критических и неопределенных этапах лидер должен давать четкие инструкции и внимательно следить за прогрессом. По мере того, как команда приобретает уверенность и навыки, подход к лидерству изменится в сторону более сотрудничества и расширения возможностей.
Заключение
Теория ситуационного лидерства предлагает детальный взгляд на лидерство, который признает многогранную природу организационной динамики. Как показано на примере менеджера проекта, проводящего команду через различные фазы проекта, теория подчеркивает важность того, чтобы лидеры осознавали меняющиеся потребности и компетенции своих последователей (Врум и Джаго, 2007). Способность модулировать стили лидерства в зависимости от требований ситуации становится важнейшим навыком эффективного лидерства. Поскольку организации продолжают сталкиваться с постоянно меняющимися условиями, принципы ситуационного лидерства предлагают ценную информацию для лидеров, стремящихся преодолевать сложности и способствовать успеху команды.
Ссылка
Врум, В.Х., и Джаго, АГ (январь 2007 г.). Роль ситуации в лидерстве. Американский психолог, 62 (1), 17–24.