Обзоры

Обзор моделей лидерства и фокус на ситуационном лидерстве

Обзор моделей лидерства и фокус на ситуационном лидерстве

Среди множества стилей лидерства, предложенных экспертами в этой области, в этой краткой статье утверждается, что ситуационное лидерство представляет особый интерес, по крайней мере, в контексте автора.

Универсальный подход к лидерству

Разнообразие стилей лидерства, предложенных экспертами, обусловлено тем, что они являются специализированными. Например, Рон Хейфец, предложивший модель адаптивного лидерства, ясно дал понять, что, как видно из названия, этот подход адаптируется только в определенных условиях, когда существует «разрыв между стремлениями и оперативными возможностями, который не может быть закрыт имеющимися на данный момент знаниями и процедурами» (Creelman, 2009). Ситуационное лидерство отличается в этом отношении. Будучи по своей сути универсальным, оно может применяться в самых разных ситуациях. Собственно говоря, основной вклад этой модели заключается в том, чтобы позволить лидерам выбирать подходящий стиль для конкретных условий (Hersey, Blanchard, & Johnson, 2012). Точнее, ситуационное лидерство предполагает, что руководители должны адаптировать свой стиль к уровню развития своих сотрудников.

Модель ситуационного лидерства

Это развитие проходит 4 стадии, с различными комбинациями приверженности и компетентности. Аналогичным образом, у менеджеров есть выбор из 4 подходов, с различными комбинациями директивного и поддерживающего поведения:

Независимо от того, являются ли они новичками в организации или на данной должности, «развивающиеся» сотрудники изначально имеют низкую компетентность, но высокую приверженность. Таким образом, менеджеры должны использовать директивный подход (высокий уровень направления, но низкий уровень необходимой поддержки).

По мере того как они начинают набирать компетентность, существует риск, что борьба может привести к ослаблению их приверженности, поэтому руководителям следует перейти к коучинговому подходу (высокий уровень руководства и высокий уровень поддержки). В конце концов, сотрудники начинают овладевать своим ремеслом. Однако достигнув высокого уровня компетентности, они могут потерять интерес к работе, поэтому менеджеры должны перейти к поддержке (низкая направленность и высокая поддержка). Наконец, когда «развитые» сотрудники становятся и компетентными, и заинтересованными, менеджеры могут начать делегировать полномочия (низкое руководство и низкая поддержка) (Blanchard, Zigarmi, & Nelson, 1993).

Ситуационное лидерство и международное образование

Будучи менеджером, можно потратить много времени на изучение «лучшего» стиля руководства своими командами и подчиненными. Однако как объяснил один из создателей модели ситуационного лидерства Пол Херси, «не существует единого универсального стиля руководства. Успешные лидеры — это те, кто может адаптировать свое поведение к требованиям своей уникальной ситуации» (Schermerhorn, 1997). Это действительно так, потому что в любой момент времени разные сотрудники будут находиться на разных уровнях развития. Более того, суть лидерства заключается в том, чтобы позволить им продвигаться по этому континууму, их позиции будут постоянно меняться. Это особенно верно в моей области (международное образование). Из-за высокой текучести кадров международные школы постоянно принимают новых учителей, но при этом быстро обучают и продвигают их до уровня руководителей среднего звена.

Поэтому можно считать очень верным следующее утверждение: «Ситуативное лидерство — это эффективность лидера. Это предполагает согласование вашего лидерского поведения (поведения, которое вы используете, пытаясь повлиять на другого) с потребностями человека или группы, с которыми вы работаете» (Schermerhorn, 1997). Таким образом, хотя можно «направлять» нового коллегу, незнакомого с нашей учебной программой, лидер должен только «поддерживать» опытных коллег и даже помочь «делегировать» полномочия тем, кого он знает как высококомпетентных и преданных своему делу.

Хотя эксперты предложили большое разнообразие стилей лидерства, все они являются специализированными и поэтому адаптированы к уникальным условиям. Ситуационное лидерство, однако, по своей сути является гибким, и поэтому особенно полезно в моей отрасли, где менеджеры должны уметь адаптироваться к очень разным и быстро меняющимся характеристикам сотрудников.

Предыдущая запись
Обзор четырех моделей лидерства
Следующая запись
Роль лидерства в организационной структуре

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Заполните поле
Заполните поле
Пожалуйста, введите корректный адрес email.

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Меню