Спираль знаний (Модель Nonaka-Takeuchi)
Определение и Концепция спирали знаний
Спираль знаний – это Модель, разработанная Икуджиро Нонакой и Хиротакой Такеучи (1995), описывающая Процесс создания, распространения и преобразования знаний в организации. В основе модели лежит Взаимодействие явных (explicit) и неявных (tacit) знаний, что приводит к непрерывному обогащению корпоративной интеллектуальной базы.
Явные знания – формализованные, записанные в документах, базах данных, инструкциях.
Неявные знания – интуитивные, основанные на опыте, передаваемые через Общение и практику.
Модель показывает, как Знания эволюционируют в организации, проходя через четыре этапа: социализация, экстериоризация, комбинирование и интериоризация. Этот цикл создает спираль знаний, расширяющую Интеллектуальный капитал компании.
Четыре стадии преобразования знаний (SECI-модель)
1. Социализация (Socialization) – передача неявных знаний
- Основана на наблюдении, совместном опыте, наставничестве.
- Примеры: Обучение через практику, стажировки, Работа в команде.
2. Экстериоризация (Externalization) – преобразование неявных знаний в явные
- Происходит через Документирование опыта, Создание отчетов, написание методологий.
- Примеры: Разработка руководств, проведение Интервью с экспертами.
3. Комбинирование (Combination) – систематизация явных знаний
- Объединение разрозненной информации, Создание новых моделей, Анализ данных.
- Примеры: Интеграция данных в базу знаний, Создание отчетности, Автоматизация процессов.
4. Интериоризация (Internalization) – превращение явных знаний в неявные
- Усвоение знаний через практику, Обучение и рефлексию.
- Примеры: применение новых методик, участие в тренингах.
Применение модели спирали знаний
- Корпоративное обучение – Внедрение программ наставничества и базы знаний.
- Управление инновациями – Создание среды для обмена идеями.
- Стратегический менеджмент – формирование знаний как конкурентного преимущества.
Научные исследования и значимость модели
Исследование Nonaka & von Krogh (2009) подтвердило, что Успешные компании активно используют циклы SECI для поддержания инновационной деятельности и конкурентоспособности.
Источник
Nonaka, I., & von Krogh, G. (2009). Tacit knowledge and knowledge conversion: Controversy and advancement in organizational knowledge creation theory. Organization Science, 20(3), 635–652. https://doi.org/10.1287/orsc.1080.0412
Ниже представлена подборка статей о спирали знаний, раскрывающих её значение для организации процессов обучения и инноваций.