Спираль знаний (Модель Nonaka-Takeuchi)

Определение и Концепция спирали знаний

Спираль знаний – это Модель, разработанная Икуджиро Нонакой и Хиротакой Такеучи (1995), описывающая Процесс создания, распространения и преобразования знаний в организации. В основе модели лежит Взаимодействие явных (explicit) и неявных (tacit) знаний, что приводит к непрерывному обогащению корпоративной интеллектуальной базы.

Явные знания – формализованные, записанные в документах, базах данных, инструкциях.
Неявные знания – интуитивные, основанные на опыте, передаваемые через Общение и практику.

Модель показывает, как Знания эволюционируют в организации, проходя через четыре этапа: социализация, экстериоризация, комбинирование и интериоризация. Этот цикл создает спираль знаний, расширяющую Интеллектуальный капитал компании.

Четыре стадии преобразования знаний (SECI-модель)

1. Социализация (Socialization) – передача неявных знаний

  • Основана на наблюдении, совместном опыте, наставничестве.
  • Примеры: Обучение через практику, стажировки, Работа в команде.

2. Экстериоризация (Externalization) – преобразование неявных знаний в явные

3. Комбинирование (Combination) – систематизация явных знаний

4. Интериоризация (Internalization) – превращение явных знаний в неявные

  • Усвоение знаний через практику, Обучение и рефлексию.
  • Примеры: применение новых методик, участие в тренингах.

Применение модели спирали знаний

  • Корпоративное обучениеВнедрение программ наставничества и базы знаний.
  • Управление инновациямиСоздание среды для обмена идеями.
  • Стратегический менеджмент – формирование знаний как конкурентного преимущества.

Научные исследования и значимость модели

Исследование Nonaka & von Krogh (2009) подтвердило, что Успешные компании активно используют циклы SECI для поддержания инновационной деятельности и конкурентоспособности.

Источник

Nonaka, I., & von Krogh, G. (2009). Tacit knowledge and knowledge conversion: Controversy and advancement in organizational knowledge creation theory. Organization Science, 20(3), 635–652. https://doi.org/10.1287/orsc.1080.0412

Ниже представлена подборка статей о спирали знаний, раскрывающих её значение для организации процессов обучения и инноваций.

<