Лидерство как сочетание врожденных черт и развиваемых навыков
Комментариев нет

Лидерство как сочетание врожденных черт и развиваемых навыков

Среди ученых в области лидерства и в корпоративном мире продолжаются давние дебаты о том, является ли лидерство более обусловленным врожденными качествами или развиваемыми навыками. Новые лидеры часто задаются вопросом. «Лидером рождаются или становятся?» Хотя недавние исследования подтверждают более детальную точку зрения, включающую черты характера и навыки, изучение доказательств каждого объяснения по-прежнему важно для руководителей, стремящихся использовать лидерский потенциал в своих организациях. В этом обсуждении суммируются основные моменты, касающиеся черт характера, навыков и интегрированных моделей новейшей науки.

Поведенческая перспектива

Один влиятельный взгляд на лидерство, возникший в середине 20-го века, был сосредоточен непосредственно на действиях и поведении влиятельных лидеров, а не на их врожденных характеристиках. Эти бихевиористские теории разделили лидерскую деятельность на две основные категории: поведение, ориентированное на людей, и поведение, ориентированное на выполнение задач (Northouse, 2021).

Поведение, ориентированное на людей, относится к действиям, которые поддерживают, развивают, признают и расширяют возможности подчиненных. Это включает в себя открытое выслушивание, оказание поддержки, предоставление обратной связи и поощрений, содействие участию и работу над межличностными конфликтами. Исследователи обнаружили, что действия, ориентированные на людей, имеют решающее значение для привлечения усилий и приверженности последователей, развития внутренней мотивации и повышения удовлетворенности работой (Judge et al., 2004).

Альтернативно, ориентированное на задачу поведение направлено непосредственно на эффективное выполнение задачи. Это включает в себя разграничение обязанностей, установление ожиданий в отношении производительности, установление сроков и крайних сроков, мониторинг прогресса и содействие продуктивному групповому взаимодействию. Исследования показывают, что расстановка приоритетов целей и показателей повышает воспринимаемую эффективность и способствует бесперебойному функционированию организации (Юкл, 2012).

Современные бихевиористские концепции, такие как теория пути и цели, подчеркивают, что влиятельные лидеры гибко переключаются между позициями, ориентированными на людей и ориентированными на задачи, в зависимости от ситуации. Понимание того, когда построение отношений заменяет ориентацию на результат, и наоборот, представляет собой важнейшую способность для достижения лидерского успеха с точки зрения бихевиоризма (House, 1971). Внимание к реальным действиям в бихевиористских теориях дополняет взгляды на черты характера и вводит многогранные модели, анализирующие разнообразное лидерское поведение.

Перспектива черт характера

Теории лидерства, основанные на чертах характера, утверждают, что определенные черты личности предрасполагают людей к поиску и достижению лидерских ролей и достижению успеха в них. Эти модели предполагают, что лидерство частично является результатом фиксированных наследственных характеристик. Поддержка осуществляется по трем направлениям.

  1. Исследования близнецов показывают, что генетические факторы определяют 30-60% вариаций занятости лидерских ролей (Arvey et al., 2007). Это предполагает наличие наследственных черт, которые отличают тех, кто с большей вероятностью станет лидером.
  2. Такие черты, как экстраверсия, открытость к опыту и добросовестность, надежно коррелируют с тем, как стать лидером и восприниматься как эффективный человек (Judge et al., 2002). Это обеспечивает поддержку моделей черт с точки зрения психологии личности.
  3. Возрождение представлений о том, что лидеры обладают врожденными «дарами», отличными от обычного человека, перекликается с ранними теориями «Великого человека» (Northouse, 2021), поддерживая устойчивую в культурном отношении веру в объяснения, основанные на чертах характера.

Растущее количество биологических данных и устойчивых культурных мифов о «прирожденных лидерах» подтверждают, что к лидерству предрасполагают определенные черты характера. Однако исследования также показывают, что лидерство продолжает развиваться с течением времени и посредством образования, что предполагает возможность приобретения навыков.

Перспектива навыков

Альтернативные теории классифицируют лидерство как набор навыков, составленный на основе накопленных знаний, практики и опыта. Некоторые из этих теорий и исследований включают в себя.

  1. Модель навыков Мамфорда (2000) классифицирует основные лидерские способности, такие как творческое решение проблем, социальное суждение и навыки построения отношений, как развиваемые.
  2. Исследование Доха (2003) показывает, что лидерские навыки надежно улучшаются благодаря университетским курсам лидерства и программам развития. Практика способствует развитию навыков.
  3. Результаты продольного исследования показывают, что качество, сложность и эффективность лидерства растут с течением жизни лидера (Mumford et al., 2015). Это указывает на то, что накопление навыков играет центральную и важную роль.

Подводя итог, можно сказать, что многочисленные данные показывают, что лидерские навыки расширяются благодаря обучению и времени, потраченному на руководство. Поддержка приобретения знаний и навыков указывает на то, что лидерство — это ремесло, оттачиваемое с годами, а не просто врожденные способности. Это контрастирует с моделями черт.

Интегрированная модель

Современная наука о лидерстве предпочитает не дихотомию, а интегрированную модель, в которой как врожденные черты, так и развитые навыки объединяются, чтобы обеспечить эффективное лидерство. Исследователи предлагают модели развития, в которых ранние черты характера вызывают интерес и возможности для приобретения навыков, имеющих решающее значение в дальнейшем (Zaccaro, 2007). Лидерство, вероятно, предполагает постоянное взаимодействие между чертами, способствующими возникновению лидерства, и мотивацией развивать лидерские навыки. Раскрытие этого взаимодействия между предшественниками и результатами развития требует дальнейшего уточнения.

Между тем, интегрированная модель качеств и навыков имеет важное значение для нас, нынешних и будущих лидеров бизнеса. А именно, хотя определенные внутренние тенденции могут указывать на скрытые лидерские качества, реализация лидерского потенциала в решающей степени зависит от целенаправленного обучения навыкам. Как врожденные политические навыки, так и обученные творческому решению проблем заслуживают оценки. Это говорит о том, что кадровые решения учитывают оценку личности и способностей, одновременно делая инициативы по развитию лидерства широко доступными для развития навыков там, где уже присутствуют совместимые черты. Современные теории объясняют лидерство как танец между индивидуальной типологией и целенаправленным развитием.

Факты показывают, что лидерство — это не то, с чем вы рождаетесь или чему вас учат. Лидерство начинается и продолжается через сочетание проявления качеств и приобретения навыков. Как нынешние и будущие руководители бизнеса, мы должны учитывать обе части при принятии решений о найме и развитии, чтобы оптимизировать результаты человеческого капитала. Будем надеяться, что интегрированные модели помогут разрешить ложную дихотомию «рожденный/сделанный» и прояснить лидерство как постоянное сочетание мотивации, опыта и компетенций, накопленных на протяжении карьеры. Лидерство и рождается, и становится.

Ссылки

Арви Р.Д., Ротундо М., Джонсон В., Чжан З. и МакГью М (2006). Детерминанты занятия лидерской роли. генетические и личностные факторы. Ежеквартальный журнал «Лидерство»,17 (1), 1–20. https://doi.org/10.1016/j.leaqua.2005.10.009

До, JP (2003). Можно ли научить лидерству? Взгляды преподавателей менеджмента. Академия управленческого обучения и образования,2 (1), 54–67. https://doi.org/10.5465/amle.2003.9324025

Хаус, Р.Дж (1971). Теория цели и пути эффективности лидера. Ежеквартальный журнал «Административная наука»,16 (3), 321. https://doi.org/10.2307/2391905.

Судья Т.А., Боно Дж.Э., Илиес Р. и Герхардт М.В (2002). Личность и лидерство. качественный и количественный обзор. Журнал прикладной психологии,87 (4), 765–780. https://doi.org/10.1037/0021-9010.87.4.765

Мамфорд, доктор медицинских наук, Маркс, Массачусетс, Коннелли, М.С., Заккаро, С.Дж. и Рейтер-Палмон, Р (2000). Развитие лидерских качеств. Ежеквартальный журнал «Лидерство»,11 (1), 87–114. https://doi.org/10.1016/s1048-9843(99)00044-2

Мамфорд, доктор медицинских наук, Уоттс, LL, и Партлоу, П.Дж (2015). Познание лидера. подходы и выводы. Ежеквартальный журнал «Лидерство»,26 (3), 301–306. https://doi.org/10.1016/j.leaqua.2015.03.005

Нортхаус, PG (2021). Лидерство. теория и практика. Публикации SAGE.

Юкл, Г (2012). Эффективное лидерское поведение. что мы знаем и какие вопросы требуют большего внимания. Перспективы Академии управления,26 (4), 66–85. https://doi.org/10.5465/amp.2012.0088

Заккаро, SJ (2007). Перспективы лидерства, основанные на характеристиках. Американский психолог,62 (1), 6–16. https://doi.org/10.1037/0003-066x.62.1.6

бихевиоризмВвод данныхВрожденные чертыинтегрированная модельЛидерствоМодель навыков МамфордаМотивацияНавыкиОбучениеОпытПлан БПоведенческие теорииПрактикаРазвиваемые навыкиРазвитие лидерстваРазвитие навыковУправлениеХарактеристикаЧерты характера

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Заполните поле
Заполните поле
Пожалуйста, введите корректный адрес email.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

<