Проект: концепция и историческое развитие
Реализация проектов ведётся с древнейших времён, о чём свидетельствуют грандиозные строения прошлого, такие как пирамиды Гизы, Великая Китайская стена и Колизей. Эти ранние примеры показывают, что практика организации работы для достижения определённых целей не является новым явлением. Современным языком проект отличается от рутинных операций акцентом на уникальные цели и необходимостью координации усилий для получения результата в срок и с соблюдением бюджета. В данном обзоре рассматривается понятие проекта с различных академических точек зрения, приводится чёткое научное определение проекта и его ключевые характеристики, а также анализируется историческое развитие управления проектами с указанием основных этапов и преобразований в этой области.
Определение проекта
Проект обычно определяется как временное предприятие, направленное на создание уникального результата. Согласно Институту управления проектами (Project Management Institute, PMI) – ведущей профессиональной организации – проект представляет собой «временную деятельность группы, предназначенную для создания уникального продукта, услуги или результата». Это определение подчёркивает два основных свойства: проекты имеют временные рамки (четко определённое начало и конец) и приводят к уникальным результатам. Иными словами, проект – это не постоянная операция, а разовая инициатива, предпринимаемая для достижения конкретных целей.
С более широкой организационной точки зрения некоторые учёные рассматривают проект как форму временной организации. Например, Тёрнер и Мюллер (2003) предложили, что «проект – это временная организация, которой выделяются ресурсы для осуществления уникального, нового и временного предприятия… с целью достигнуть полезных целей изменений». Это определение подчёркивает, что в рамках проекта создаётся временная структура, в которую вовлекаются ресурсы (люди, материалы, бюджет), и что управление проектом связано с неопределённостью и необходимостью интеграции различных задач ради достижения запланированных изменений. Несмотря на различия в формулировках, большинство академических определений сходятся на том, что проект – это разовое, ограниченное по времени начинание с чёткой целью и элементом новизны, требующее особого управления.
Ключевые характеристики проектов
Исходя из приведённых определений, проекты обладают рядом ключевых признаков, отличающих их от рутинных операций или процессов. В научной литературе и профессиональных стандартах обычно выделяют следующие атрибуты проекта:
- Временность: У каждого проекта ограниченная длительность – определённое начало и конец. Проект не длится бесконечно; он завершается при достижении целей или при остановке.
- Уникальный результат: Проект нацелен на получение уникального продукта, услуги или результата. Даже если подобные проекты выполнялись ранее, каждый проект имеет свою отличительную специфику (новый дизайн, иной заказчик, особые условия и т.д.), делающую его результат неповторимым.
- Чёткие цели: Проекты инициируются для достижения заранее определённых целей или требований. Эти цели, как правило, зафиксированы в проектной документации. Успех проекта оценивается по степени достижения поставленных задач.
- Заинтересованные стороны: В проект вовлечены стейкхолдеры – лица или группы, заинтересованные в его результате (заказчики, спонсоры, команда и др.). Управление ожиданиями и взаимодействием со стейкхолдерами является неотъемлемой частью проектной деятельности.
- Ограничения (объём, время, стоимость): Проект осуществляется в условиях определённых ограничений, часто изображаемых как «треугольник проекта» – объём работ (scope), время (сроки) и стоимость (бюджет). Обычно задано, что нужно выполнить, когда завершить и в пределах какого бюджета. Балансирование этих ограничений требует тщательного планирования и контроля.
- Неопределённость и риски: Поскольку каждый проект уникален и ограничен во времени, он несёт в себе долю неопределённости. На протяжении проекта необходимо идентифицировать и управлять рисками. Важной частью управления проектом является планирование на случай непредвиденных обстоятельств.
- Жизненный цикл: Проект проходит через определённые фазы – как правило, инициация, планирование, выполнение, мониторинг и контроль, завершение. Такой жизненный цикл обеспечивает структурированный подход к управлению работами от начала до завершения.
В совокупности проект можно охарактеризовать как временное и уникальное предприятие с чёткими целями, имеющее заинтересованных участников и ограниченное по масштабу, времени и ресурсам, предпринимаемое для получения заданного результата в условиях некоторой неопределённости. Эти особенности признаны в теории и практике управления проектами и лежат в основе планирования и оценки успеха проектов.
Историческое развитие управления проектами
Ранний период: предпосылки современного управления проектами
Задолго до того, как управление проектами оформилось в самостоятельную дисциплину, реализовывались крупные проекты, хотя и без формальных методик. В древности возводились мегасооружения – пирамиды, храмы, крепости – которые по сути требовали проектного подхода (организации труда, ресурсов, планирования). Однако подробных сведений о методах управления такими древними проектами почти не сохранилось. Лишь с промышленной революции и началом XX века появились первые прообразы современных инструментов управления проектами. Классики менеджмента заложили принципы, позже применённые в проектной работе. Так, Анри Файоль (1841–1925) сформулировал основные функции управления, а Генри Гантт (1861–1919) разработал свой знаменитый график – диаграмму Гантта.
Диаграмма Гантта стала одним из первых формализованных инструментов планирования проектов, предложенным Генри Ганттом в 1910-х годах. Этот график представляет собой календарный план, где проект разбит на отдельные задачи, отображаемые в виде полос на временной шкале, с указанием их начала, конца и взаимозависимостей. Диаграмма Гантта произвела революцию в управлении сроками проектов, позволив наглядно представить план работ и последовательность выполнения задач; она по сей день остаётся базовым инструментом планирования. Её раннее применение на крупных проектах (например, при строительстве дорог, дамб, в военных поставках во время Первой мировой войны) продемонстрировало практическую ценность такого подхода. В историческом контексте появление диаграммы Гантта часто рассматривается как отправная точка современного управления проектами.
1950–1960-е гг.: зарождение современных методов
Возникновение управления проектами как самостоятельной области относят к 1950-м годам, когда реализация сложных, масштабных проектов в оборонной и промышленной сферах потребовала новых инструментов и подходов. Ключевой вехой стало развитие сетевых методов планирования: CPM (метод критического пути) и PERT (метод оценки и обзора проекта). В 1958 году в рамках ракетной программы ВМС США «Поларис» был создан PERT для управления расписанием работ в условиях высокой неопределённости. Почти одновременно инженеры компании DuPont разработали метод CPM для точного планирования сроков строительства химического завода. Эти методы позволили представить работы проекта как сеть связанных задач, определить критический путь (последовательность задач, определяющую минимальную длительность проекта) и научно обосновать прогнозирование сроков. Введение CPM/PERT в 1958 году широко признаётся как начало «эры современного управления проектами», поскольку тогда в управление проектами вошли элементы аналитической науки.
Крупные государственные программы этого периода также внесли вклад в становление дисциплины. Проект Манхэттен (1940-е гг.), созданный для разработки атомной бомбы, часто называют первым образцовым проектом, продемонстрировавшим все основные принципы организации, планирования и контроля, которые позже легли в основу стандартов управления проектами. В 1960-е годы программа NASA «Аполлон» по высадке человека на Луну ещё более продвинула методы управления проектами, так как потребовала беспрецедентной координации, управления рисками и технологическими инновациями. Отмечалось, что величайшим достижением программы «Аполлон» может оказаться не столько технический результат, сколько получение нового опыта в том, «как планировать, координировать и мониторить многочисленные и разнообразные виды деятельности большой организационной структуры». Таким образом, опыт 1950–60-х годов показал ценность системного планирования и контроля для успеха сложных проектов, заложив основу для оформления управления проектами как отдельной области знаний.
1970–1980-е гг.: профессионализация и методологии
К концу 1960-х осознание необходимости обмена опытом и стандартизации практик привело к созданию профессиональных сообществ. В 1965 году в Европе была основана первая ассоциация управления проектами (ныне IPMA, Международная ассоциация управления проектами), а в 1969 году в США – Институт управления проектами (PMI). Эти организации объединили практиков и инициировали разработку общих подходов и терминологии. PMI, в частности, в 1987 году опубликовал первое руководство по Своду знаний по управлению проектами (PMBOK Guide), предварительная версия которого вышла в 1983 году. PMBOK стал попыткой систематизировать и задокументировать общепризнанные процессы и области знаний в управлении проектами, и впоследствии (в 1998 г.) был признан стандартом ANSI/IEEE. Появление таких стандартов свидетельствовало о созревании управления проектами как профессии со своими нормами и лучшими практиками.
1970–80-е годы характеризовались значительным техническим прогрессом, повлиявшим на практику управления проектами. Переход от крупных ЭВМ к мини-компьютерам в 1970-х сделал вычислительные ресурсы более доступными, что привело к появлению первых программных средств для управления проектами. То, что раньше планировалось и рассчитывалось вручную (расписания, бюджеты), стало выполняться с помощью компьютеров, повышая эффективность работы руководителей проектов. К 1980-м персональные компьютеры и специализированное ПО (например, Microsoft Project) получили широкое распространение, позволяя детально планировать и отслеживать ход проектов даже небольшим организациям.
В тот же период разрабатывались новые методологии управления проектами. В Великобритании для ИТ-проектов была создана методика PROMPT II (1975), впоследствии доработанная в метод PRINCE (Projects in Controlled Environments), выпущенный в 1989 году и ставший стандартом для правительственных проектов в сфере ИТ. PRINCE регламентировал управление проектами по этапам и документированию, а в 1996 году был усовершенствован до версии PRINCE2, более гибкой и универсальной. Другим нововведением стал метод критической цепи (CCPM), предложенный в 1997 году Э. Голдраттом на основе его Теории ограничений. В отличие от CPM/PERT, критическая цепь фокусируется прежде всего на учёте ограниченных ресурсов и использовании буферов времени для защиты графика, представляя иной взгляд на управление сроками и рисками проекта.
В 1980-е годы в управлении проектами появились и адаптивные, командо-ориентированные подходы. В 1986 году был введён термин Scrum для обозначения гибкой (agile) методики управления разработкой новых продуктов. Этот подход, описанный Такэути и Нонака, предполагал работу небольших самоорганизующихся команд с итеративным выпуском продукта, что контрастировало с традиционным последовательным (“водопадным”) управлением. Scrum предвосхитил Agile-движение, набравшее силу десятилетием позже в индустрии разработки ПО. Все эти разработки 1970–80-х гг. отражают эпоху профессионализации и диверсификации, когда сформировались профессиональные организации, стандарты и разнообразные стратегии управления проектами.
1990-е – 2000-е гг.: эра Agile и глобализация
К 1990-м годам управление проектами прочно утвердилось как критически важная функция во многих отраслях. 1990-е годы продолжили курс на стандартизацию и интеграцию: методология PRINCE2 была выпущена в 1996 году (с последующим обновлением в 2009 г.) и быстро получила распространение за пределами Великобритании. В 2001 году группа экспертов в сфере разработки ПО опубликовала Манифест Agile, провозгласивший принципы «легковесных» гибких методик управления проектами. Появление Agile-методов стало важнейшей вехой, означающей переход к новым подходам – более гибким, ориентированным на взаимодействие с заказчиком и готовым к изменениям. В последующие годы методы Agile (Scrum, Kanban и др.) получили широкое распространение не только в разработке программного обеспечения, но и в других областях, требующих адаптивности. Это представляло собой значительную трансформацию в управлении проектами, дополнив классические методы более динамичными практиками.
Другая важная перемена конца 1990-х – 2000-х годов – признание управления проектами как ключевой компетенции организации и направления карьеры. Управление проектами начинает преподаваться в университетах, появляются специальные образовательные программы и курсы. Компании осознают, что для успешной реализации стратегии необходимы квалифицированные руководители проектов. В 2009 году, по данным журнала U.S. News & World Report, профессия менеджера проектов была названа третьей среди наиболее востребованных работодателями (после лидерских навыков и бизнес-анализа). Соответственно, растёт объём академических исследований по управлению проектами, и профессиональные сертификации (например, PMP от PMI) становятся весьма ценимыми.
В 2000-х годах управление проектами адаптируется также к новым технологиям и условиям глобализации. Распространение интернета и средств электронного взаимодействия позволило формировать виртуальные проектные команды, распределённые по всему миру. Появились концепции вроде программного обеспечения как услуги (SaaS) и облачных платформ управления проектами, позволяющих командам использовать мощные инструменты через веб-интерфейс без локальной установки ПО. Всё это облегчило совместную работу над проектами и снизило зависимость от физической совместной локализации. Этот период подтвердил, что управление проектами – не статичная область: она развивается под влиянием технологических, экономических и социальных изменений. Методологии продолжают обновляться (PMI неоднократно пересматривал PMBOK, включая новые области знаний, такие как управление стейкхолдерами, адаптивные методики и пр.), а практика управления проектами эволюционирует, чтобы отвечать современным вызовам.
Заключение
Управление проектами прошло путь от неформальной деятельности, выполняемой инженерами и строителями прошлого, до полноценной профессиональной дисциплины сегодня. Проект, с научной и практической точки зрения, характеризуется временными рамками и уникальностью результатов, чёткими целями и набором ограничений по объёму, времени и ресурсам. Эффективное управление проектом требует понимания этих особенностей и применения соответствующих инструментов и методов. Историческая эволюция управления проектами демонстрирует движение от древних проектов, выполненных на основе интуиции и опыта, к прорывам середины XX века в области планирования (таким как диаграммы Гантта, CPM/PERT), далее – к формализации методологий и глобальных стандартов во второй половине XX века, и к гибким, технологически подкреплённым инновациям XXI века. Каждая веха – от первой диаграммы Гантта до движения Agile – пополняла совокупность знаний о том, как лучше организовать людей и ресурсы для достижения сложных целей. Сегодня управление проектами – устоявшаяся область, сочетающая проверенные практики с современными адаптациями, и она продолжает развиваться под влиянием новых вызовов. Поскольку проекты остаются ключевым инструментом реализации изменений и инноваций во всех сферах, уроки этой богатой истории и базовые концепции проекта служат фундаментом для будущих успехов в управлении проектами.
Источники
-
Project Management Institute. (2017). A guide to the project management body of knowledge (PMBOK® guide) (6th ed.). Project Management Institute.
-
Turner, J. R., & Müller, R. (2003). On the nature of the project as a temporary organization. International Journal of Project Management, 21(1), 1-8. https://doi.org/10.1016/S0263-7863(02)00020-0
-
Fayol, H. (1916). Administration industrielle et générale. Dunod.
-
Gantt, H. L. (1919). Organizing for work. Harcourt, Brace and Howe.
-
Goldratt, E. M. (1997). Critical chain. The North River Press.
-
Morris, P. W. G. (1994). The management of projects. Thomas Telford.
-
Kerzner, H. (2022). Project management: A systems approach to planning, scheduling, and controlling (13th ed.). Wiley.
-
Archibald, R. D. (2003). Managing high-technology programs and projects (3rd ed.). Wiley.
-
Pollack, J. (2007). The changing paradigms of project management. International Journal of Project Management, 25(3), 266–274. https://doi.org/10.1016/j.ijproman.2006.08.002
-
Shenhar, A. J., & Dvir, D. (2007). Reinventing project management: The diamond approach to successful growth and innovation. Harvard Business Review Press.
-
Maylor, H. (2010). Project management (4th ed.). Pearson Education.
-
Whitty, S. J., & Maylor, H. (2009). And then came complex project management. International Journal of Project Management, 27(3), 304-310. https://doi.org/10.1016/j.ijproman.2008.03.004
-
Williams, T. (2005). Assessing and moving on from the dominant project management discourse in the light of project overruns. IEEE Transactions on Engineering Management, 52(4), 497-508. https://doi.org/10.1109/TEM.2005.856568
-
PMI (2008). The standard for program management (2nd ed.). Project Management Institute.
-
Shenhar, A., & Dvir, D. (1996). Toward a typological theory of project management. Research Policy, 25(4), 607-632. https://doi.org/10.1016/0048-7333(95)00877-2
-
Hughes, W., Champion, R., & Murdoch, J. (2015). Construction contracts: Law and management (5th ed.). Routledge.
-
WBS Group. (1999). Work breakdown structure: A tool for project management. CRC Press.
-
NASA (1970). Apollo 13 Review Report. NASA Technical Reports Server.
-
Yeo, K. T. (1993). Systems thinking and project management – Time to reunite. International Journal of Project Management, 11(2), 111-117. https://doi.org/10.1016/0263-7863(93)90015-B
-
Dinsmore, P. C., & Cabanis-Brewin, J. (2011). The AMA handbook of project management (4th ed.). AMACOM.
-
Chatzoglou, P. D., & Macaulay, L. A. (1996). A review of existing models for project planning and estimation and the need for a new approach. International Journal of Project Management, 14(3), 173-183. https://doi.org/10.1016/0263-7863(95)00085-2
-
Wideman, R. M. (1995). Criteria for a project management body of knowledge. International Journal of Project Management, 13(2), 71-75. https://doi.org/10.1016/0263-7863(95)00003-8
-
Boehm, B. W. (1988). A spiral model of software development and enhancement. ACM SIGSOFT Software Engineering Notes, 11(4), 14-24. https://doi.org/10.1145/131233.131240