Что такое маркетинг, и какие цели он преследует?
«Маркетинг» — слово, без которого сейчас не обходится ни один сотрудник крупной компании, руководитель предприятия, предприниматель и другие. Но что же такое маркетинг в полном смысле его понимания? Многие уверены, что термин «маркетинг» напрямую связан с областью продаж и рекламой, ведь каждый день на человека обрушивается огромный шквал рекламных сообщений, баннеров, видероликов и пр. Однако это мнение ошибочно. Продажи и сопутствующая им реклама – это небольшие составляющие маркетинга, общее понятие которого намного глубже. Давайте попробуем разобраться, так что же такое маркетинг, каковы его цели и принципы.
Чаще всего в современной литературе по менеджменту под маркетингом понимается прогнозирование потребностей потребительского рынка и удовлетворение их за счет предложения соответствующих товаров или услуг. К маркетингу можно отнести следующие виды деятельности:
- Научно-исследовательская деятельность;
- Анализ потребительского рынка;
- Разработка ценовой политики;
- Системы сбыта;
- Обслуживание товара после его продажи;
- Операции международного характера;
- Другие.
Ключевая цель маркетинга
Мнение о том, что основная цель маркетинга – продажа товаров и услуг любым методов (включая незаконные), несомненно, не соответствует истине. Ключевая цель маркетинга – удовлетворить потребности покупателей (клиентов).
Некоторые специалисты относят к целям маркетинга – поиск новых потребителей, гарантируя им высокое качество товаров и услуг, и сохранение старой клиентской базы, постоянно подстраиваясь под часто изменяющиеся запросы клиентов. Маркетологи призваны проанализировать все сегменты потребительского рынка и выбрать один или несколько, где компания может предложить продукцию, которая по своим техническим характеристикам будет лучше аналогов конкурентов.
Маркетинг начинает работать еще до того, как компания выпускает на рынок новый продукт. Менеджеры выясняют, какие потребности существуют у людей, какова их интенсивность и объем, и что может сделать компания, чтобы полностью удовлетворить потребности и желания потребительского рынка. Маркетологи ведут свою работу не переставая, пока продукт или услуга пользуется спросом. Их работа заключается в том, чтобы найти новых потребителей своих товаров и услуг, а также, оптимизируя уже имеющуюся продукцию, удержать постоянных клиентов.
Если менеджер выполнил свою работу на «отлично»: правильно понял потребительские запросы, создал товар с необходимым набором характеристик, провел грамотную рекламную компанию и вывел оптимальную цену, то наградой ему станут хорошие продажи.