Модель поведения домашних хозяйств при покупке продуктов
Как описано в статье «Модель поведения домашних хозяйств при покупке продуктов» (Бава, 1999), существует связь между демографическими и социально-экономическими факторами при принятии решения о покупке, и концепция поведения, основанная на рационалистическом подходе, довольно четко проявляется.
Рациональная концепция
Рационализирующая концепция заключается в том, что большинство домашних хозяйств используют рациональный и расчетливый подход к покупкам, пытаясь пополнить свои средства к существованию с наименьшими затратами. На основании исследования 1999 г. было установлено, что:
- Домовладельцы. Имейте больше места для хранения вещей, чем у арендаторов, и совершайте меньше поездок
- Возраст главы семьи. Связан с семейным жизненным циклом. Чем выше возраст, тем выше частота покупок
- Наличие магазинов. Чем выше доступность ближайших магазинов, тем больше количество поездок и выше затраты.
- Частота поездок за покупками. Чем больше количество поездок, тем ниже стоимость поездки, тем больше затраты
- Доход. Семьи с более высоким доходом могут иметь большую склонность к потреблению как по количеству, так и по качеству.
- Статус занятости. Это косвенный показатель будущих доходов, а семейные расходы связаны с количеством взрослых, которые работают полный рабочий день.
- Состав и размер домохозяйства. Здесь довольно интуитивно понятно, что семья из четырех человек с детьми будет потреблять больше, чем семья из двух человек, но меньше, чем семья из четырех человек.
Сейчас
Прошло более 22 лет, мир пережил несколько финансовых кризисов и пандемию, давайте рассмотрим, как сейчас обстоят дела с покупательским поведением и сохранилась ли концепция рационализации. Сравнительно недавнее исследование покупательского поведения и намерений американских потребителей в Интернете во время и после пандемии COVID-19 (Jensen et al., 2021) в отношении покупок в Интернете, и можно с уверенностью сказать, что, учитывая пандемию и цифровизацию, сравнивая эти два исследования будут правильными. Каково поведение покупателей в 2021 году:
- Домовладельцы. Нет информации о различиях между собственниками или арендаторами.
- Возраст. С каждым дополнительным годом вероятность планирования покупок в Интернете возрастает.
- Наличие магазинов. Не имеет значения по очевидным причинам для покупок в Интернете. Нейтрализует этот фактор и стремление торговых сетей к расширению.
- Частота поездок за покупками. Изменилась частота покупок и расходы на транспортировку отошли на второй план. Частота совершения покупок увеличилась за счет уменьшения физических нагрузок при поездках в магазин и уменьшения сложности совершения покупок в Интернете.
- Доход. Домохозяйства с более высоким доходом чаще покупают в Интернете
- Статус занятости. Полная занятость положительно влияет на вероятность покупки продуктов в Интернете.
- Состав и размер домохозяйства. Семьи с детьми чаще покупали продукты в Интернете.
Заключение
Можно с достаточно высокой уверенностью утверждать, что в глобальном масштабе тенденция и факторы концепции рационализации, вероятно, сохранятся. Вопрос о категоризации или типизации разных потребителей становится очевидным. Эти группы не вечны, и покупатель может легко переходить от одной к другой.