Консультанты
Сегодня услугами консультантов пользуются многие компании и частные лица, от их компетентности и профессионализма зависят результаты деятельности и успехи в развитии бизнеса. Какими же главными критериями руководствуются потенциальные клиенты выбирая консультанта?
- Имидж. Высокий рейтинг компании по консалтингу, известность консультантов, регулярное появление информации о них на страницах периодической печати.
- Опыт работы и компетентность консультанта. Одним из наиболее важных критериев является опыт консультантов в реализации успешных проектов. Кроме того, большую роль играет их компетентность в сфере деятельности, бизнесе клиента.
- Предоставляемые услуги. Многие клиенты предпочитают «довериться» одной команде консультантов, способной оказать целый комплекс услуг, а не привлекать разных консультантов на разные виды работ. Однако, наряду с этим, значимым критерием является специализация консультантов по видам услуг или отраслям. «Консультанты специалисты во всем» доверия не вызывают. Кроме того, важно, чтобы услуги консультантов и их методы работы были адаптированы под специфику российского бизнеса.
- Стоимостные критерии (особенно важны для клиентов среднего и малого бизнеса).
- Качество взаимодействия с клиентом. Важно, чтобы консультант хорошо понимал потребности клиента, «говорил с ним на одном языке», «действительно помогал, а не писал объемные труды, которые будут пылиться на полках». Для многих значимым критерием является качество проводимых консультантом презентаций и предлагаемых презентационных материалов. По сути, для клиента важно знать, что консультант владеет теми навыками, которыми пытается обучить клиента.
- Личность консультанта, его обаяние и внешний вид также важны для клиента. Образ идеального консультанта успешный, строгий, современный человек с прекрасным образованием.
- Что не нравится клиентам? По мнению экспертов, негативное восприятие консультанта возникает в следующих случаях:- «Посулы и обещания». С большим недоверием относятся к тем консультантам, которые хватаются за любую работу, обещают быстрые и весомые результаты.- Отсутствие клиентоориентированости, т.е. стремления понять клиента, умения слушать клиента;- Ярко выраженная «пристройка сверху», экспертная позиция, «умничанье».- Излишне агрессивная позиция консультанта, активное вмешательство во внутренние дела консультируемой организации, навязывание своего мнения.
Где найти консультанта? Наиболее референтными для потребителей являются два источника информации: сеть Интернет и рекомендации. На сегодняшний день консалтинговые компании «просто обязаны иметь свой сайт», причем сайт должен быть сделан профессионально, грамотно и по возможности содержать не только рекламную, но и полезную для клиентов информацию в открытом доступе. Наряду с информацией в Интернете потребители предпочитают получить рекомендации от знакомых, коллег или тех организаций, которые уже работали с конкретными консультантами. Все большей популярностью пользуются публикации информации о консультантах в деловой прессе, а также материалы, подготовленные самими консультантами. В качестве источников информации могут выступать конференции, семинары и выставки.