Основные методы оценки бизнеса. Рыночный, доходный и активный подходы
Оценка бизнеса — это процесс определения экономической стоимости бизнеса (Hayes), в ходе которого исследуются все аспекты бизнеса, чтобы определить общую и частичную стоимость бизнеса. Процесс оценки может проводиться по разным причинам, например, в целях налогообложения, для установления права собственности партнера, стоимости продажи или бракоразводного процесса, и обычно проводится профессиональными оценщиками для получения объективной стоимости предприятия. Некоторые из методов, используемых при оценке бизнеса, включают рыночную капитализацию, метод умножения выручки, мультипликатор прибыли, метод дисконтированных денежных потоков, балансовую стоимость и другие (Hayes).
Применение различных подходов к оценке бизнеса для разных целей
Согласно (DeCress, 2021), существует три подхода к оценке бизнеса: рыночный подход, доходный подход и активный подход, при этом каждый подход состоит из нескольких общих методов, используемых оценщиком для оценки бизнеса.
Рыночный подход дает возможность сравнить похожие компании, например, если бы кто-то продавал свой дом, он бы посмотрел на Zillow, чтобы узнать цену на дома в том же районе или на дома, похожие на тот, который они продают, ДеКресс (2021). Рыночный подход использует следующие методы: метод ориентировочных транзакций, метод ориентировочных публичных компаний и метод предшествующих транзакций.
Подход, основанный на активах, также известный как подход затрат, активов или восстановительной стоимости, основан на теории, согласно которой: текущая стоимость всех активов (материальных и нематериальных) – текущая стоимость всех обязательств = текущая стоимость собственного капитала компании (DeCress, 2021). Этот подход использует следующие методы для получения стоимости бизнеса: метод скорректированных чистых активов и метод капитализации избыточной прибыли.
Анализ и выбор методов оценки бизнеса: какой подход лучше?
Доходный подход — это тот, который стоит использовать для оценки бизнеса. Это связано с тем, что его можно применять к предприятиям в разных отраслях и на разных стадиях роста (Haave, nd). Доходный подход работает путем преобразования ожидаемых экономических выгод в будущем в текущую стоимость. Чтобы определить будущие доходы, делается прогноз доходов бизнеса и корректируется с учетом изменений в структуре затрат, темпов роста и других факторов. Доходный подход имеет два метода:
- метод капитализации денежного потока (CCF)
- дисконтированный денежный поток (DCF).
CCF используется, когда ожидаются долгосрочные стабильные денежные потоки навсегда, и осуществляется путем преобразования «потока прибыли бизнеса в стоимость путем деления его на норму прибыли, скорректированную с учетом роста (коэффициент капитализации)» (Haave, nd). Чтобы использовать этот метод, исторические результаты бизнеса используются в качестве прокси для будущих операций. С другой стороны, DCF помогает определить, насколько привлекательна возможность, используя будущие скидки и денежный поток, чтобы получить оценку текущей стоимости компании, Haave (nd). Все вышеперечисленные методы имеют свои плюсы и минусы, и это вверх оценщику выбрать тот, который лучше всего подходит для их ситуации и предложит лучшие результаты в соответствии с их потребностями и требованиями.
Ссылки
ДеКресс, А (2021, 27 июля). Часть 3: Понимание оценки вашего бизнеса – подходы и скидки. Получено с сайта Marcumllp.com
Haave, D (nd). Оценка бизнеса – доходный подход. Получено с сайта Hanson-cpa.com
Хейс, А (2023, 19). Оценка компании: оценка бизнеса с использованием 6 методов. Получено с Investopedia.com