«Билет в будущее» – всероссийский проект ранней профессиональной ориентации учащихся 6–11-х классов, реализуемый в рамках нацпроекта «Образование» («Билет в будущее»: как школьникам выбрать профессию | Национальные проекты РФ). Ниже рассмотрены ключевые аспекты проекта, а также проведено сравнение с зарубежными аналогами.
Основные цели и задачи проекта
Главная цель программы – обеспечить успех каждого ребенка через осознанный выбор будущей профессии. Среди основных задач «Билета в будущее» можно выделить: подготовку школьников к выбору профессионального пути, расширение доступных инструментов профориентации в регионах, разработку специальных программ для детей с ОВЗ, формирование индивидуальных рекомендаций для каждого учащегося с учетом его интересов и способностей, а также информирование о тенденциях и потребностях рынка труда. Таким образом, проект стремится сделать процесс выбора профессии более осмысленным и подкрепленным актуальными данными о мире работы.
Ключевые механизмы работы проекта
Многоуровневый подход
В рамках проекта проводятся профориентационные уроки в школах, психологическая диагностика (тестирование способностей и склонностей), практические мероприятия (экскурсии на предприятия, мастер-классы, профессиональные пробы), а также фестивали профессий и интерактивные выставки. Каждый участник получает сопровождение педагога-наставника и психолога: специалисты помогают трактовать результаты тестов и направляют школьника в процессе ознакомления с профессиями.
Цифровая платформа
Разработана единая онлайн-платформа проекта – информационно-сервисный портал. На ней школьники проходят онлайн-диагностику, регистрируются на мероприятия, изучают каталог профессий и получают рекомендации. Платформа содержит учебные материалы и тесты, расписание событий, а также личный кабинет для отслеживания прогресса. Это цифровое ядро позволяет охватить учащихся по всей стране и персонализировать рекомендации.
Программа для наставников
В проекте задействованы педагоги-навигаторы – specially trained учителя, которые сопровождают учеников. Для них проводится дополнительное профессиональное обучение, чтобы они могли эффективно помогать подросткам в профориентации. Таким образом, формируется сеть школьных наставников, объединенных единой методикой.
Охват и результаты
Проект стартовал пилотно в 2018 году и полноценно запущен в 2019-м. Изначально в него вошли 63 региона, а к концу 2021 года «Билет в будущее» охватил все регионы России (в том числе г. Байконур). Количество участников быстро росло: за 2021 год на платформе зарегистрировались свыше 600 тыс. школьников, было проведено 1,2 млн онлайн-диагностик, при этом более 420 тыс. учащихся прошли все этапы тестирования.
В 2022 году участие приняли 1,2 млн школьников и около 13 тысяч педагогов-наставников. План на 2023 год – не менее 1,5 млн участников. Всего же с начала проекта возможности профориентации получили несколько миллионов подростков по всей стране. Проект реализуется во всех параллелях с 6-го по 11-й класс, включая учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
Помимо охвата учащихся, значимый результат – повышение компетенций педагогов. К 2023 году более 44 тысяч учителей прошли повышение квалификации в сфере профориентации. Это способствует распространению методик проекта на систему образования в целом.
Влияние на систему образования и рынок труда
«Билет в будущее» стал интегральной частью системы образования, дополняя школьную программу практико-ориентированными мероприятиями. Благодаря единой модели профориентации и системе мониторинга, проект обеспечивает обратную связь между школами и рынком труда. На федеральном и региональном уровнях собираются данные об интересах учащихся и тенденциях экономики, что позволяет прогнозировать дефицит специалистов и корректировать образовательные программы под запросы рынка. Таким образом, проект способствует более тесной связке между навыками выпускников и потребностями работодателей.
Для самих школьников участие в проекте повышает осведомленность о современном рынке профессий, развивает «soft skills» (через командные проекты, фестивали и пробы) и мотивирует на продолжение образования в выбранной сфере. По отзывам региональных органов образования, вовлечение крупных предприятий в проект дает молодежи реальный опыт и понимание карьерных перспектив. В долгосрочной перспективе это может способствовать более осознанному выбору профессий, снижению числа студентов, меняющих специальность, и более равномерному распределению молодых специалистов по отраслям.
Организаторы и партнёры
Инициатором и куратором программы выступает Министерство просвещения РФ в составе нацпроекта «Образование». Операционное сопровождение проекта с 2021 года осуществляет Фонд гуманитарных проектов – организация, реализующая ряд социальных и образовательных инициатив . Стратегическим партнером фонда является группа компаний «Просвещение», специалисты которой разработали всероссийскую онлайн-платформу «Билет в будущее».
Партнеры-работодатели: Проект отличает широкое сотрудничество с бизнесом. На начало 2025 года в числе партнеров «Билета в будущее» – более 10 000 компаний-работодателей по всей России. Предприятия участвуют в проекте, проводя для школьников экскурсии, мастер-классы и стажировочные дни. Например, только во Владимирской области к инициативе присоединились заводы «Электроприбор», «Точмаш» и др., открывшие двери для участников проекта. В каждом регионе налажено взаимодействие с профильными организациями: от высокотехнологичных компаний до учреждений культуры и здравоохранения.
Образовательные партнёры: К проекту подключились тысячи школ по всей стране – именно на базе школ проходят профориентационные уроки и консультации. Кроме того, проект получил поддержку ведущих вузов и колледжей, которые участвуют в профориентационных событиях (например, проводят Дни открытых дверей для участников). В целом «Билет в будущее» – пример государственно-частного партнерства: при государственном финансировании он объединяет ресурсы системы образования и работодателей для помощи молодежи в профессиональном самоопределении.
Сравнение с международными аналогами
Для понимания специфики «Билета в будущее» полезно сравнить его с зарубежными программами профориентации: Career Discovery (США), Berufswahlpass (Германия), MyFuture (Австралия) и Pathways (Канада). Ниже представлено сравнительное описание по ключевым параметрам:
Подход к профориентации (методы, сопровождение, практики)
«Билет в будущее» (Россия)
Комплексный подход. Онлайн-диагностики, тесты, уроки по профориентации; практические мероприятия – экскурсии на предприятия, мастер-классы, профпробы (пробное выполнение рабочих задач). Каждый ученик закреплён за педагогом-наставником и психологом для индивидуального сопровождения.
Цифровая платформа формирует профиль интересов школьника и рекомендует профессии. Реализована система наставничества и консультаций.
Career Discovery (США)
Единая национальная программа отсутствует. Профориентация реализуется на уровне штатов, округов и школ. Распространены тесты интересов и склонностей, консультации школьных психологов/консультантов, элективные курсы по карьере. Многие школы предлагают практики: стажировки, волонтёрство, дни карьеры и др., часто в сотрудничестве с внешними организациями.
Учащимся доступны разнообразные внешкольные программы (internships, летние карьерные лагеря, менторство через некоммерческие организации). Подход ориентирован на самостоятельный выбор: школьников поощряют исследовать разные сферы и пробовать себя в проектах.
Berufswahlpass (Германия)
Структурированная система в рамках школьной программы. С 7-го класса вводятся уроки по berufliche Orientierung (профориентации). Ключевой инструмент – портфолио Berufswahlpass (буквально «паспорт выбора профессии»): личная папка или цифровое приложение, где ученик документирует свои сильные стороны, достижения, результаты тестов, планы и отчёты о практиках.
Обязательны практики на предприятиях (обычно 1–3 недели в 8–10 классах), экскурсии и визиты в центры занятости. Консультанты от Федерального агентства занятости регулярно проводят беседы с учащимися. Подход делает упор на последовательное самоопознание и информированный выбор профессии, интегрированный в учебный процесс.
myfuture (Австралия)
Онлайн-платформа национального уровня для карьерного планирования. Предлагает интерактивные инструменты: профориентационные опросники, конструктор карьерного профиля, обширную базу данных профессий и отраслей, каталог образовательных программ и стипендий.
Акцент на самообслуживание.Старшеклассники и студенты могут самостоятельно исследовать интересующие сферы через кейсы, истории успеха и профили специалистов. Школьные карьерные консультанты используют myfuture как ресурс и направляют учащихся к нему. Регулярно проводятся вебинары и материалы для учителей по интеграции сервиса в работу с молодежью.
Pathways (Канада)
Комплексная поддерживающая программа для молодежи из малообеспеченных сообществ. Основной подход – наставничество и сопровождение каждого участника на протяжении обучения в старшей школе. За учеником закрепляется куратор (staff), вместе они составляют индивидуальный план развития и поддержки.
Ежедневно после уроков программа предоставляет: академическую поддержку (бесплатные репетиторы и кружки по учебным предметам), наставников из числа волонтёров (помощь в развитии навыков и советами по карьере), тренинги жизненных навыков. Организуются визиты на рабочие места, встречи с профессионалами по интересующим ученика направлениям. Программа фокусируется не только на выборе профессии, но и на преодолении барьеров (финансовых, социальных), мешающих получению образования.
Охват и результаты
«Билет в будущее» (Россия)
Масштаб. Всероссийский проект для всех школ, добровольное участие. К 2022 году подключены 85 регионов РФ, ежегодный охват ~1–1.5 млн школьников. Всего с 2019 по 2024 гг. участниками стали несколько миллионов учащихся 6–11 классов.
Результаты. По данным 2022 года, 1,2 млн школьников прошли через мероприятия проекта за год; проведено свыше 1 млн тестирований и профдиагностик. Проект присутствует как в крупных городах, так и в сельских школах. Отмечается положительный отклик: многие ученики определились с выбором профиля обучения в 10–11 классе благодаря участию в «Билете…».
Career Discovery (США)
Фрагментарный охват. Практически все американские школы предлагают какие-то формы карьерного ориентирования, однако интенсивность различается. Большинство школ имеют обязательные планы по подготовке к будущей карьере, но их реализация неравномерна. По опросам, лишь 39% старшеклассников участвовали в специализированных курсах или программах по выбору карьеры.
Результаты. Единые статистические показатели отсутсвуют из-за децентрализации. Косвенно успех измеряется показателями поступления в вузы и колледжи, а также трудоустройства выпускников. Согласно опросам 2022 г., 75% старшеклассников имеют представление о желаемой карьере к окончанию школы, однако значительная часть (41%) ощущает недостаточную подготовленность к выбору профессии при выпуске.
Berufswahlpass (Германия)
Национальный охват. Berufswahlpass введён во всех федеральных землях Германии, охватывая подавляющее большинство школьников общеобразовательных школ с 7-го по 12-й класс. Инструмент существует более 20 лет и стал стандартной частью учебного плана по профориентации. Ежегодно десятки тысяч учеников используют портфолио при планировании карьеры (в некоторых регионах каждый ученик получает Berufswahlpass в 7 классе).
Результаты. Германия традиционно имеет низкий уровень молодежной безработицы, чему способствует система дуального образования и качественная профориентация. Сам Berufswahlpass как часть этой системы считается эффективным инструментом: исследования отмечают повышение осознанности выбора у выпускников, более успешное поступление в системы ПТО и вузы у тех, кто активно вел своё портфолио. В 2022 году запущена цифровая версия («Berufswahlapp»), расширяющая охват за счет интерактивности.
myfuture (Австралия)
Общенациональный ресурс. Myfuture доступен онлайн по всей Австралии. Сервис активно используется школами и молодежью: зарегистрировано свыше 900 000 пользователей (учащиеся и учителя) во всех штатах и территориях. Фактически охват сопоставим с численностью старших классов страны, что делает myfuture ключевым источником информации о карьере.
Результаты. Поскольку myfuture является информационным сервисом, его эффективность измеряется статистикой использования. Ежегодно фиксируются миллионы посещений платформы; сотни карьерных консультантов проходят повышение квалификации с использованием материалов myfuture. Проект существует с 2002 года (перезапущен в 2015 с обновленным функционалом), и за это время стал основным ориентиром для планирования образования и карьеры среди австралийской молодежи.
Pathways (Канада)
Целевой охват. Программа Pathways to Education действует в 31 сообществе по всей Канаде, нацелена на районы с низким уровнем доходов. Ежегодно участие принимают тысячи учащихся старших классов, нуждающихся в поддержке. Программа не охватывает всех школьников страны, а сосредоточена на тех, кто находится в группе риска бросить школу.
Результаты. Pathways демонстрирует заметное улучшение образовательных показателей в целевых районах. Средний процент окончания школы участниками программы достигает 79%, что существенно выше, чем был до её внедрения. Также 63% выпускников Pathways поступают в постsecondary (колледжи, университеты или профобучение). Независимые оценки показывают высокий социальный возврат: каждый вложенный доллар дает $24 общественной выгодыблагодаря снижению числа бросивших школу и повышению будущих доходов выпускников.
Доступность и финансирование (гос. поддержка, бесплатность)
«Билет в будущее» (Россия)
Проект государственный, финансируется из федерального бюджета в рамках нацпроекта. Участие для школ и учеников полностью бесплатное. Более того, все ресурсы (платформа, материалы, тесты) предоставляются безвозмездно.
Реализация на местах поддерживается региональными органами образования (координация школ-участников). К развитию платформы и мероприятий привлекаются спонсоры и крупные компании, но основное финансирование – правительственное. Таким образом, программа доступна каждому ученику вне зависимости от социального статуса или региона проживания.
Career Discovery (США)
Государственного единого финансирования нет – профориентация является частью бюджетов местных школьных округов. В государственных школах все консультации и занятия для учеников бесплатны, так как входят в обязанности школьных консультантов и учителей.
Ресурсы ограничены. Число специалистов по карьере невелико (в среднем 1 консультант на 376 учащихся в школе), поэтому индивидуальная работа затруднена. Существуют федеральные гранты (например, по линии Perkins для развития Career & Technical Education) и штатные программы, поддерживающие профориентацию, но их охват варьируется. Многие внеклассные возможности (летние программы, стажировки) могут требовать оплаты или стипендий, что создаёт барьеры для малообеспеченных студентов.
Berufswahlpass (Германия)
Смешанное финансирование. Разработка и распространение Berufswahlpass координируется федеральными и земельными министерствами образования при участии Федерального агентства занятости. Печатные портфолио традиционно предоставляются школам за счет госбюджета (либо спонсируются землями) – для учеников они бесплатны.
Введение цифровой версии поддержано федеральным финансированием (инициатива BMBF). В целом, профориентация интегрирована в систему образования и поддерживается государством как часть обязательной подготовки учащихся к жизни после школы. Участие работодателей носит некоммерческий характер (компании заинтересованы в подготовке будущих кадров), поэтому студентам все мероприятия (практики, экскурсии) доступны бесплатно.
myfuture (Австралия)
Государственно-частная поддержка. Myfuture создано по поручению правительства Австралии и финансируется совместно федеральным и штатными правительствами, при участии отраслевых партнеров. Благодаря этому платформа бесплатна для пользователей. Любой желающий может зарегистрироваться и воспользоваться сервисом без оплаты.
Дополнительное финансирование поступает через Education Services Australia (организация, поддерживающая образовательные проекты). Правительство инвестирует в актуальность данных (регулярное обновление профилей профессий, учет новых отраслей). Таким образом, myfuture функционирует как общественный ресурс, обеспечивая равный доступ к карьерной информации для всех австралийцев.
Pathways (Канада)
Некоммерческая программа. Pathways реализуется благотворительной организацией при поддержке правительства и корпоративных спонсоров. Финансирование складывается из грантов, пожертвований бизнеса и гос. субсидий. Для участников программа бесплатна – более того, им оказывают финансовую помощь: предоставляют проездные, обеды, стипендии для продолжения обучения.
Государство заинтересовано в результатах Pathways и частично финансирует масштабирование программы, но основная модель – партнерство с частными донорскими фондами. Благодаря этому участники получают поддержку, недоступную в обычной школе (наставники, дополнительные ресурсы), без каких-либо затрат со своей стороны. Ограниченная география связана именно с фандрайзинговой моделью – программа присутствует там, где удалось привлечь средства и местных партнеров.
Вовлечённость работодателей и образовательных организаций
«Билет в будущее» (Россия)
Работодатели – очень высокая. Проект сотрудничает с тысячами компаний по всей стране. Бизнес участвует в организации экскурсий, профпроб, предоставляет экспертов для мастер-классов. Многие крупные работодатели стали официальными партнерами, заинтересованными в будущих кадрах (например, предприятия отрасли ИТ, нефтегаз, машиностроение, агросектор и др.). Это позволяет школьникам напрямую знакомиться с потенциальными работодателями и реальными рабочими местами.
Образовательные организации. Помимо школ, активно вовлечены колледжи и вузы – они проводят совместные мероприятия, олимпиады, дни открытых дверей. Внутри школ назначаются ответственные педагоги-наставники, и профориентация включается в план воспитательной работы. Министерство просвещения контролирует реализацию через региональные управления образования. Таким образом, и система образования, и рынок труда интегрированы в проект на всех уровнях.
Career Discovery (США)
Работодатели– участие бизнеса варьируется. На национальном уровне существуют инициативы (Career days, Job Shadowing от организаций типа Junior Achievement), где компании участвуют в просветительских акциях. На местном уровне многие школы налаживают партнерства с предприятиями для стажировок и практикумов. Однако нет обязательного единого механизма: всё зависит от инициативы школы/округа и доступности местных ресурсов. Тем не менее, распространено наставничество и профориентация через профессионалов – напр., программы, где специалист из отрасли курирует ученика.
Образовательные организации. Главную роль играют школы – через школьных консультантов, учителей и администрацию внедряются планы карьеры. Также участвуют местные колледжи (приглашают школьников на экскурсии, предлагают курсы dual enrollment) и общественные организации. Университеты и техникумы часто проводят профориентационные мероприятия для абитуриентов. Но координация между системой образования и работодателями не централизована, а складывается из множества локальных взаимодействий.
Berufswahlpass (Германия)
Работодатели. Германская модель подразумевает тесную связь школы и бизнеса. Каждый ученик проходит практику на реальном рабочем месте – предприятия (от малого бизнеса до крупного завода) принимают школьников на несколько недель, взаимодействуя как наставники. Кроме того, торгово-промышленные палаты (IHK) и ремесленные палаты активно участвуют в профориентации, организуя ярмарки вакансий, экскурсии на производства, конкурсы профессионального мастерства. Такая вовлечённость бизнеса закреплена традицией дуального образования и поддерживается государством.
Образовательные организации. Профориентация встроена в учебный план школ, ответственность за её реализацию несут как школы, так и внешние структуры. В старших классах определённое число часов отводится под темы выбора профессии. Службы занятости (агентства труда) закрепляют за школами карьерных консультантов, которые работают совместно с учителями. Профессиональные училища и колледжи также проводят информационные сессии. В результате выстроена система, где школа является центром координации, а работодатели и госслужбы – активными партнерами в подготовке молодежи.
Pathways (Канада)
Работодатели. Непосредственное участие бизнеса проявляется через корпоративное наставничество. Компании-партнеры Pathways выделяют сотрудников-волонтёров, которые регулярно встречаются с учениками, делятся опытом, помогают установить профессиональные контакты. Также некоторые участники программы получают возможность стажировок или летней подработки у партнеров. Хотя Pathways не является программой массового трудоустройства, она создает сети контактов для молодежи, где бизнес играет роль ментора и инвестора (в том числе финансируя стипендии).
Образовательные организации. Программа действует параллельно школьной системе, но в тесном сотрудничестве. Pathways центры находятся в сообществах и работают после школьных часов, однако школы направляют учеников в программу, учителя взаимодействуют с кураторами Pathways для отслеживания успеваемости (например, согласуют программу дополнительного обучения). Местные школьные советы и администрации поддерживают инициативу, предоставляя помещения для занятий, рекламу среди учащихся и т.д. Таким образом, Pathways дополняет работу школ, привлекая дополнительные ресурсы сообщества и работодателей к поддержке учащихся
Вывод
Российский проект «Билет в будущее» выделяется масштабностью и всеобъемлющей господдержкой, сочетая онлайн-инструменты и живое взаимодействие с работодателями. Международные аналоги демонстрируют разные модели: от децентрализованной системы США, где многое зависит от местных инициатив, до четко встроенной в школьную программу Германии. Австралийский myfuture делает ставку на цифровые сервисы и доступность информации, тогда как канадский Pathways адресно поддерживает уязвимых учащихся через наставничество. Общая тенденция – рост роли ранней профориентации в подготовке молодежи к современному рынку труда, при различных подходах к организации и финансированию этих программ. Each system стремится помочь молодым людям осознанно строить образовательную и карьерную траекторию, учитывая как индивидуальные способности, так и требования экономики.