Крупнейшее месторождение нефти и газа на Каспии

Крупнейшее месторождение нефти и газа на Каспии

С 1990-х годов, ряд нефтяных и газовых месторождений начали разрабатываться у берегов Азербайджана, России, Казахстана и Туркменистана, плюс множество проектов в российских водах. Поэтому Каспий продолжает предлагать международным нефтяным компаниям (МНК) и подрядчиками прибыльные возможности для бизнеса. Однако, работающие в регионе компании, несут политические риски, в том числе из-за продолжающегося территориального спора между пятью прибрежными государствами.

Резервы.

На основе полевых исследований, Каспийское море по самым скромным оценкам, насчитывает около 19,6 миллиарда баррелей сырой нефти и газового конденсата и 3 трлн кубометров природного газа в доказанных и вероятных запасах. Истинные запасы нефти и газа вполне могут быть значительно выше, чем официальные оценки, поскольку разногласия по морским границам и ограничениям при разведке препятствуют их окончательной оценке.

В частности, в этом контексте, по оценкам Американской геологической службы (USGS) около 20 миллиардов баррелей сырой нефти и 6,9 трлн кубометров природного газа остаются еще пока не открытыми, при этом около 65% от неразведанных запасов нефти и 81% природного газа находится в Южно-Каспийском бассейне.

Ключевые места.

Каспийский бассейн обладает выгодным стратегическими расположением между азиатскими и европейскими рынками, и речными транспортными потоками в Россию, Грузию, Армению и Турцию.

Тем не менее одной из основных проблем для иностранных компаний остается отсутствие ясности в правовом разграничении различных областей. Это главным образом сосредоточено на том Каспийские воды определяются как “море” или “озеро”.

В первом случае, прибрежные страны будут применять “Конвенцию Организации Объединенных Наций по морскому праву” (ЮНКЛОС, 1982), и в этом случае у каждого из государств региона будут получать морскую территорию на 12 морских миль (22 км) от побережья, в исключительной экономической зоне (ИЭЗ) до 200 морских миль (370 км) континентального шельфа.

На практике это будет означать, что такие страны, как Туркменистан и Азербайджан будут иметь эксклюзивный доступ к активам, а Иран не сможет получить доступ.

В случае последнего – чьи предложения в настоящее время неофициально могут использовать международные права в отношении пограничных озер, для установления границ, в которых каждая прикаспийская страна эффективно владеет 20% дна и поверхности Каспийского моря.

Транспорт.

Кроме того, трудность в транспортировке Каспийских энергоресурсов существенно возросла с распадом СССР, так как при экспорте нефти и природного газа, как правило, используются трубопроводные сети установленные в советские времена, это означает высокие первоначальные инвестиции в соответствующую инфраструктуру.

Дополнительно к этому, стоимость шельфовых проектов остается на относительно высоком уровне в глобальном плане, с учетом того, что Каспийское море периодически замерзает, и это вынуждает компании использовать волгодонский канал в Черное море для перемещения бурового и ремонтного оборудования.

Большой потенциал.

Несмотря на все это, потенциал Каспийского бассейна слишком велик, и его способность генерировать валютную выручку для пяти прибрежных государств очень важна, для любого из них, чтобы поставить под угрозу дальнейшее изучение и развитие региона.

С тех пор, как консорциум во главе с BP заключил договор с Азербайджаном для развития шельфовых запасов и обнаружили гигантское месторождение Азери – Чираг – Гюнешли, и были запущены работы на гигантском Кашаганском нефтяном месторождении у берегов Казахстана в конце прошлого года, перспективность разработки каспийских месторождений становится все очевиднее.

<