Менеджмент в экономике знаний. Новые подходы
Производство и услуги, основанные на наукоемкой деятельности, которые способствуют быстрому технологическому и научному прогрессу и столь же быстрому устареванию, — это экономика знаний. В экономике знаний интеллектуальные способности ценятся больше, чем материальные затраты или природные ресурсы, и предпринимаются усилия по внедрению улучшений на каждом этапе производства, от исследований и разработок до производственных цехов и до точки контакта с клиентами. Об этих сдвигах свидетельствует возрастающая доля валового внутреннего продукта (ВВП), приходящаяся на «нематериальный» капитал (Powel & Snellman, 2004).
Кроме того, Пауэл и Снеллман (2014) заявили, что в современной экономике знаний, когда компании сталкиваются с усилением конкуренции, а методы управления, используемые их руководителями, часто выставляются на всеобщее обозрение и оценку, менеджеры должны адаптироваться к меняющимся потребностям своих сотрудников по мере того, как они сами стареют. Чтобы оставаться конкурентоспособными в сегодняшней экономике знаний, компаниям необходимо внести серьезные изменения в то, как они работают.
Управление работниками умственного труда
Как утверждают Пирс и Брюс (2004), командная работа становится все более распространенной в экономике знаний, которая зависит от значительных инвестиций и добровольного вклада интеллектуального капитала квалифицированными специалистами. Обоснование очевидно. Будь то межфункциональная рабочая группа, научно-исследовательская лаборатория или руководство, одному человеку становится все труднее обладать всеми знаниями, навыками и способностями, необходимыми для всех аспектов умственной работы.
Йоханнессен (2017) утверждал, что основная функция менеджера в организации, основанной на знаниях, заключается в координации потока информации между экспертами и обеспечении эффективности рабочих процессов, ориентированных на клиентов, пользователей, пациентов и т. д. Способность менеджера анализировать такие данные также имеет решающее значение для успеха предприятия, основанного на знаниях. Кроме того, ему или ей нужны коммуникативные навыки, чтобы донести информацию до персонала. Далее, большая часть работы лидера состоит в том, чтобы создать среду, в которой сотрудники чувствуют себя в безопасности, критикуя решения и действия руководства, чтобы они могли свободно говорить и использовать свои навыки.
Развитие и мотивация сотрудников в компании
Кроме того, Пирс и Брюс (2004) заявили, что способность менеджеров развивать способности своих подчиненных является еще одним ключом к увеличению производительности. Отношение и поведение работников так же важны, как и уровень их квалификации, при оценке их производительности. Тем не менее, ответственность за установление тона и культуры на рабочем месте лежит на менеджере. Вместо того, чтобы контролировать сотрудников и устанавливать строгие сроки, менеджер может вместо этого использовать управление рабочим процессом. Было бы более эффективно использовать пассивный подход, например, ставить цели и давать сложные задания. Обратная связь также важна, потому что она позволяет проводить «активное обучение», которое побуждает к обсуждению и изменениям на каждом этапе рабочего процесса, чтобы обеспечить высококачественный результат и поддерживать вовлеченность и контроль сотрудников.
Заключение
Зная, что это новое поколение работников нуждается в доверии и осмысленности своей работы, экономика знаний радикально изменила то, как менеджеры должны взаимодействовать со своими сотрудниками. Насколько продуктивна компания, зависит от уровня ее работников умственного труда и от того, как они взаимодействуют друг с другом и своим окружением. Чтобы сделать это лучше, нам нужно сконцентрироваться на их росте посредством предоставления конструктивной критики.
Ссылка
Пауэлл, В.В., и Снеллман, К (2004). Экономика знаний. Ежегодный обзор социологии, 30, 199–220.
Пирс, К.Л., и Брюс, Б (2004). Будущее лидерства: сочетание вертикального и общего лидерства для преобразования работы с знаниями [и комментарии для руководителей]. Академия исполнительного менеджмента (1993–2005 гг.), 18 (1), 47–59.
Йоханнессен, Дж (2017). Управление знаниями в организациях будущего. Проблемы и перспективы в менеджменте, 15(2-2), 306-318. doi.21511/ppm.15(2-2).2017.01