Лидерство это поведение, черта или навык?
Лидерство — интересная концепция, которая привлекла исследователей и философов, посвятивших некоторое время ее изучению. У него есть пара теорий, которые являются результатом его изучения. Большинство примитивных теорий лидерства субъективны, основаны на определенных элементах и не обязательно целостны по своей природе. Что общего между различными теориями лидерства, так это то, что оно несет в себе элемент позиционного влияния в обществе, сообществе или организации. В этой статье мы анализируем лидерство, чтобы определить, является ли оно поведением, чертой характера или навыком.
Исследование многогранной природы лидерства
Давайте сначала интерпретируем теорию черт. «Черта — это характеристика личности, отвечающая трем критериям. она должна быть последовательной, стабильной и варьироваться от человека к человеку» — Черри (2023, февраль). Теория черт предполагает, что некоторые люди обладают определенными врожденными качествами, которые выделяют их как прирожденных лидеров в различных ситуациях в результате определенных врожденных характеристик, с которыми они рождаются. У таких людей часто заметны такие характерные черты, как харизма, интеллект, уверенность и напористость. Мы часто видим их в сообществах и политике, а некоторых и в бизнесе. Гордон Олпорт предложил первую теорию черт в 1936 году, которой позже последовали другие психологи, такие как Рэймонд Кеттелл и другие.
Однако теория навыков противоречит предыдущей теории, предполагая, что лидерству можно научиться и развить посредством деятельности, которая предопределяет и включает в себя самоанализ своих способностей. Этот самоанализ позволяет должным образом задуматься об отдельных пробелах в развитии и необходимых шагах для их заполнения. Такие пробелы можно заполнить посредством образования и профессиональной подготовки, а также опыта. Теория навыков подчеркивает развитие коммуникативных навыков, навыков решения проблем, принятия решений и эмоционального интеллекта среди ключевых навыков, необходимых для эффективного лидерства.
Лидерство как сочетание врожденных качеств и развитых способностей
«Поведенческая теория стремится объяснить человеческое поведение, анализируя предшествующие события и последствия, присутствующие в окружающей среде человека, а также усвоенные ассоциации, которые он или она приобрели благодаря предыдущему опыту». – Энджелл (2013, июнь).
Теория поведенческого лидерства «предполагает, что лидеры не рождаются успешными, но могут быть созданы на основе обучаемого поведения». – Университет Западного Губернатора (2020, апрель). Он фокусируется на поведении лидеров и предполагает, что их качествам могут подражать другие.
В заключение отметим, что все три теории объясняют лидерство и все они верны. Что поразительно, так это то, что все верно. Что поразительно, так это то, что и теория навыков, и теория поведения подтверждают тот факт, что лидерами не рождаются, а становятся. Действительно, теория черт тоже верна, но последние две применяют научный метод, основанный на исследованиях, чтобы доказать, что лидерами становятся лидеры, и некоторые черты характера могут присутствовать не у всех лидеров, но по-своему успешных.
Ссылки
Черри, К (nd). Стили лидерства.
Черри, К (февраль 2023 г.). Что такое теория черт личности?
Бет Энджелл (июнь 2013 г.). Поведенческая теория. https://doi.org/10.1093/acrefore/9780199975839.013.30
Западный губернаторский университет (апрель 2020 г.). Теории и стили лидерства.
Жермен, мл (2008, 20 – 24 февраля). Теории черт и навыков как связующее звено между лидерством и опытом. реальность или заблуждение? [Докладная презентация]. Международная исследовательская конференция Академии развития человеческих ресурсов в Америке (Панама-Сити, Флорида, 20–24 февраля 2008 г.).