7 навыков, которые помогут наладить эффективный диалог. Часть 1
Agile-методология выбралась на международное пространства из сферы информационных технологий; когда-то она была эффективным инструментом в процессе разработки программного обеспечения. Но со временем она стала завоевывать умы бизнесменов и руководителей, превращая компании в гибкие «организмы», способные моментально реагировать на происходящие вокруг изменения. Гибкая методология в компаниях разных отраслей и масштаба. По Agile-методологии проводят консультации корпорации «большой пятерки». Но что стало фундаментом для новой, с одной стороны, популярной и востребованной методологии? Конечно, это не профессионализм, интеллект, опыт всех участников процесса, хотя все это также является неотъемлемой частью успеха. Все дело здесь в слаженности и взаимопонимании, которая позволяет в компании сэкономить значительную часть времени, ресурсов и достичь желаемого результата.
Что же это за свойство? Если говорить о человеческих чувствах и отношениях, то данному свойству дан вполне определенный термин – эмпатия. И реалии современного бизнеса таковы, что эмпатия начинает играть все более важную роль в деловых отношениях. Сейчас только тот коллектив, который имеет высокий уровень эмпатии, может достичь успеха в условиях неопределенности, потому что понимание и координация в коллективе возникает в необходимом для этого темпе. Неудивительно, что многие специалисты, скептически относящиеся к agile-методологии, говорят, что без данного свойства соблюдение всех основных принципов гибкого управления просто невозможно.
Стоит отметить, одну крохотную, но важную деталь. Самая важная единицы структуры – небольшая команда-ячейка, которая способна практически моментально принимать важные решения; она задает вопросы, энергичная. Поэтому можно сделать вывод: использование Agile на предприятии зависит от Agile этих небольших, но проворных ячеек.
Если мы говорим о Agile небольших команд-ячеек, то важно определить, на чем они основаны. Внедрение гибкой методологии в компании стоит начать с развития эмпатии в микрогруппах менеджмента. Для этого необходимо сломать устаревшие стереотипы отношений и сделать так, чтобы эмпатия – стала во главе всех взаимоотношений.
Давайте решим, как эмпатия может помочь при решении важных вопросов внутри команд.
1. Переходим к диалогу
Большинство людей считают, что любой диалог представляет собой обмен фразами, который происходит по очереди. Иногда данный обмен может превратиться в обмен короткими монологами. Дело все в том, что при начале диалога каждому говорящему необходимо некоторое время, чтобы провести некую самопрезентацию. Для других млекопитающих все немного проще: повилял хвостом, принюхался, издал пару звуков – все, они уже знакомы. С человеком дело обстоит немного сложнее, и та часть, которая отводится на самопрезентацию, может растянуться.
Возьмем, к примеру, Иванова Ивана Ивановича, который работает юристом. Если мы понаблюдаем за ним в начале любого делового общения, то заметим, Иванов И.И. тратит немало времени на то, чтобы доказать собеседнику: он профессионал своего дела, он компетентен в решении возложенных на него задач и пр. За ним в диалог вступает его собеседник и повторяет тот же путь. Получается, что диалог, сам по себе, не начинается; происходит обмен монологами. И чем дольше ведет монолог один из собеседников, тем все глубже в его сознание вкрадывается мысль о том, что он итак все знает. А его собеседники начинают понимать – они впустую тратят свое время.
Для agile-методологии, как и в других областях, игнорировать стадию самопрезентации невозможно. Но здесь все стараются сделать ее как можно короче; в коллективе, использующем гибкую методологию, не надо доказывать свой профессионализм и компетентность. Во-вторых, каждый такой монолог заканчивается небольшой шуткой, чем-то неформальным, чтобы не переводить собрание в раздел строго делового.
Все это становится причиной того, что диалог начинается довольно быстро; участники совещанию умеют корректно занимать свое место в монологе собеседника и не раздражаться, если кто-то их перебивает. А что самое главное в таком процессе – люди дают друг другу уверенности в том, что они нужны здесь, нужны в этом проекте, нужны друг другу.
И вот уже нашему Иванову Ивану Ивановичу совершенно не надо доказывать окружающим свою компетентность в области.
2. Развивать в себе умение использовать в общении язык собеседника
Начать диалог – это лишь часть успеха, важно поддержать диалог. Участники Agile-группы прекрасно понимают интонацию говорящего, его напряженность и т.д. Обычные собрания похвастаться этим не могут.
Рассмотрим на примере. В ходе собрания один из участников, выступая, говорит быстро, отрывисто, на повышенных тонах. Его собеседник, чувствуя напряжение, которое прямо льется через край, понимает, что здесь важно не вникать фактам говорящего, а понизить его уровень эмоциональности. Он включает эмпатию и вступает в диалог, пытаясь говорить как можно мягче и спокойнее. Только что резко выступавший член команды улавливает смысл, посылаемый его коллегой, и успокаивается. Это собрание было спасено.
Но есть и другой пример, который, скорее всего, относится к традиционным собраниям. Два коллеги. Один любит говорить быстро и кратко, излагая голые факты, другой – обожает тянуть время, постоянно уточняя самого себя. Они очень раздражают друг друга, и, вступив в диалог, не могут контактировать.
Что делать в таком случае? Важно понять, что любой диалог – это не только набор слов, предложений, фраз. Это умение понять интонацию собеседника, его настрой.
Agile позволят развить умение понять собеседника, настроится на него, на его внутреннее состояние.